Ядров
Александр Юрьевич
программист-разработчик геоинформационных технологий
г. Симферополь, АРК, Украина
Файлообменные
сети: проблемы авторского права,
или Будущее библиотек и архивов
( доклад
на 11-ой ежегодной международной конференции «EVA 2008 Москва»)
Аннотация
В докладе рассматриваются вопросы развития и использования файлообменных
сетей в современном правовом поле. Дополнительно на примере файлообменных
сетей рассматривается возможность и необходимость создания глобального
хранилища (библиотеки или архива) и обеспечения свободного доступа
к нему удалённых пользователей.
Ключевые слова: контент, правообладатели, интернет-провайдеры,
файлообменные сети, пользователи, цифровые библиотеки
Нет
ничего бесполезнее
эффективной работы,
сделанной там, где следовало
бы вообще ничего не делать.
Питер Дракер
Противостояние правообладателей,
интернет-провайдеров, предоставляющих доступ к файлообменным
сетям, и пользователей длится уже много лет. Поэтому на сегодня
существует странная закономерность: файлообменная сеть легальна,
представляет собой незаполненное хранилище информации. Провайдер
или иная организация, осуществляющая создание и поддержку файлообменной
сети по действующему законодательству как РФ, так и международному,
не несет ответственности за «действия своих пользователей»,
и именно мы, пользователи, несем ответственность за «незаконное
скачивание файла, находящегося под охраной авторских и смежных
прав» [21].
Некоторые
юристы видят решение проблемы или в запрете файлообменных сетей,
или в создании глобальной шпионской сети, которая позволит идентифицировать
и блокировать объект, законность распространения и использования
которого вызывает сомнения, а на пользователей, распространяющих-скачивающих
(таково свойство файлообменных сетей) подобные объекты, накладывать
огромные штрафы и запрещать им доступ в интернет.
24
декабря 2007 года прошла официальная встреча представителей
компаний "1С", "Бука" и НП ППП и портала
torrents.ru, посвященная обсуждению вопросов сосуществования
правообладателей и пиратов. Комментарии участников встречи исчерпывающи
(цитата оставлена в первоначальном виде, без исправлений грамматических
и пунктуационных ошибок): «..Мы подняли вопрос о том, считают
ли они, что, если пользователь не сможет скачать "их продукцию"
с нашего трекера пойдет ли он из-за этого в магазин за лицензионной
копией, или все-таки скачает откуда-нибудь еще? На данный вопрос
ответ дал представитель компании "Бука", он сказал,
что все дело в удобстве при скачивании. Логика в ответе конечно
присутствует, но только на сколько она рациональна? Сами поразмыслите,
сколько человек откажутся от халявы из-за небольших неудобств,
ну разве что совсем ленивые и неограниченные в средствах пользователи.
Помимо этого мне, например, очень интересно как вообще локализаторы
игр, будут рассчитывать повышение продаж своих продуктов (на
которое они безосновательно надеются) из-за прекращения их бесплатного
распространения на нашем трекере?» [15].
Остановить
на сегодняшний день распространение контента представляется
невозможным, а попытка его ограничения приведет к огромным экономическим,
культурным и т.д. потерям.
Сегодняшняя практика борьбы с нарушителями авторского права
– это нанесение точечных ударов в виде показательного наказания
отдельных пользователей и файлообменных сетей. Например, осенью
2007 г. Джемми Томас привлечен к суду за распространение песен
в файлообменной сети (число пользователей, занятых тем же в
США в 2007 г. составило, по различным оценкам, от 40 до 56 млн.
человек) или 2008 году файлообменная сеть была закрыта (компания
Valence Media торрент-трекер TorrentSpy) [17].
Но
нельзя забывать, что мониторинг действий пользователей в сети
может быть расценен как нарушение конституционных прав пользователей.
Точечность ударов создает впечатление не правосудия, а поиска
козлов отпущения. Вы же не приходите в магазин и не крадете
с полки книгу? Почему с онлайновой музыкой должно быть иначе?
Разница в том, что, когда вы снимаете книгу с полки магазина,
у него становится на одну книгу меньше. Но если вы загружаете
MP3-файл, то количество CD в сети не уменьшается. Кража неосязаемого
отличается от кражи осязаемого.
Файлообменные
сети, в отличие от кабельного телевидения, не продают чужой
контент (кабельные компании должны оплачивать контент, который
ретранслируют, но цену его устанавливает не правообладатель.
Стоимость определяется законом, дабы вещательные компании не
воспользовались возможностью «задушить» кабельные технологии).
На
настоящий момент в интернете благодаря файлообменным сетям существуют
следующие формы обмена информацией и причинения в связи с этим
ущерба правообладателю контента:
-
Скачивать
музыку, фильмы, ПО вместо покупки (небольшое число купило
бы, если бы не могло скачать).
-
Ознакомление
с целью решения о необходимости покупки (это целевая реклама,
приносит прибыль авторам).
-
Доступ
к защищенному копирайтом, который больше не продается (75%
реализованной крупными лейблами музыки больше не переиздается)
или отсутствует в продаже (вне файлообменной сети) из-за
своей новизны (пример – время, уходящее на обработку и выставление
книги в электронном виде с момента выхода ее в печати).
-
Доступ
и обмен контентом, не защищенным копирайтом или свободно
распространяемым правообладателем.
С
точки зрения закона, только последний пример обмена является
легальным. С экономической точки зрения, явный вред наносит
только первый случай. Обмен во втором случае незаконен, но
при этом очевидно полезен. Третий вид обмена хоть и не легален,
однако является благом для общества из-за популяризации информации
и безвреден для автора, так как иным образом его творчество
недоступно. Вопрос не о том, вреден ли обмен первого типа,
а в том, насколько полезно или вредно использование файлообменных
сетей в целом.
Вместо
того чтобы извлекать выгоды из новых технологий, лейблы стали
с ней бороться. Они утверждают, что каждый переписанный альбом
приравнивается к непроданному.
В
2002 году RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих
компаний) сообщила, что продажи дисков упали на 8,9% (с 882
миллионов до 803 миллионов штук). Американская ассоциация
звукозаписывающих компаний подсчитала, что бесплатно в сети
было загружено 2,1 миллиарда альбомов. Если каждая загрузка
есть утраченная продажа, как утверждает RIAA, то индустрия
пережила бы 100%-е, а не 9%-е падение продаж. Значит, между
скачиванием песни и кражей CD существует огромная разница
[21].
Борьба
ведется не с первым типом обмена, а с файлообменными технологиями
(например, когда Napster объявил суду, что разработал технологию,
блокирующую 99,4% материалов, определенных как нарушающих
копирайт, суд признал это недостаточным , обязав свести посягательства
на нет, что в принципе невозможно).
Таблица
1. Данные по США |
Дело |
На
чью ценность покушались |
Судебное
решение |
Решение
Конгресса |
Звукозаписи |
Композиторы |
Никакой
защиты |
Статутная лицензия |
Радио |
Исполнители |
Никакой
защиты |
Ничего |
Кабельное
ТВ |
Вещатели |
Никакой
защиты |
Статутная
лицензия |
Видеомагнитофоны |
Создатели
фильмов |
Никакой
защиты |
Ничего |
В
каждом случае новая технология меняла способ распространения контента,
появлялся открытый доступ к чужому творчеству. Ни в одном из этих
случаев суды не искоренили свободного использования (см. Таблицу
1).
Копирайт никогда не давал правообладателю
полного контроля над всеми возможными видами использования его
творчества. В каждом случае закон руководствовался разницей между
пользой от эксклюзивного права и ограничением, которое оно несет.
В 1993 году Алекс Олбен возглавил
инициативу по созданию CD, посвященного работе Клинта Иствуда.
Для использования отрывков из фильмов с его участием Олбен потратил
год для получения прав у всех, кто был задействован в создании
фильма [21].
При съемках в кино, озвучивании книг
и т.д. актерам хорошо платят. Стоит ли при использовании небольших
отрывков из их работ выплачивать им компенсацию и затрачивать
громадное количество времени и сил для поиска и получения разрешения
у всех правообладателей? Может, разумнее создать статутную лицензию,
которую кто угодно может выкупить для использования материала
в своих целях?
Почему не сделать так, что правообладатель получает, например,
5% чистой прибыли от использования его продукта – фильма, книги
и т.д. В случае если продукт предназначен не для коммерческого
использования, правообладатель должен быть лишен права накладывать
запрет или требовать материальное вознаграждение за его использование.
С
1996 по 2001 годы проводился эксперимент по созданию интернет-архива.
Была создана огромная база данных, где можно было просмотреть
развитие web-сайта с 1996 года, попутно получив все данные о датах
изменений. На сегодня, если зайти на web-страницу, невозможно
определить, соответствует ли ее теперешний контент тому, что вы
читали прежде.
Мы
воспринимаем как должное возможность вернуться и просмотреть еще
раз прочитанное. Например, для того чтобы изучить реакцию прессы
родного города на отмену трамвая или другое событие, достаточно
пойти в публичную библиотеку и полистать старые газеты.
Интернет
– исключение из правила. До появления архива интернета не существовало
способа вернуться назад. Странно, что у нас множество библиотек,
архивов, а копия интернета всего одна. Брустер Кейл является основателем
архива Интернет. Он создал крупнейший архив знаний человечества:
к концу 2002 года в нем хранилось свыше десяти миллиардов web
-страниц объемом в двести тридцать терабайт, что в десять раз
больше собрания библиотеки Конгресса США, причем фонды прирастали
на миллиард страниц в месяц.
На
сегодня часть нашей культуры, зафиксированная в газетах, остается
на постоянном доступе, а, например, снятой на кинопленку ее не
найти. Складывается ситуация, когда легче исследовать влияние
и историю СМИ в девятнадцатом веке, чем в двадцатом.
Сегодня,
несмотря на появление и развитие цифровых технологий, найти аудиозапись,
видеосъемку, например, двадцатилетней давности очень трудно и
возможно только в файлообменных сетях, так как закон не требует
сохранять такие копии и хранить их в архиве. Именно доступностью
информации вызвано бурное развитие файлообменных сетей.
Любой
экземпляр авторской собственности проживает несколько «жизней».
В первой жизни контент продается. Для такого контента коммерческая
жизнь чрезвычайно важна. Без коммерческой жизни, по мнению многих,
творчества было бы куда меньше.
По
окончании коммерческой жизни авторской работы наша традиция всегда
обеспечивала произведению вторую жизнь, добавляя в архив в виде
свидетельства нашей истории. В этой второй жизни контент может
продолжать информировать даже после того, как данные перестали
продавать. Например, из печати книга исчезает довольно быстро
(сегодня, в среднем, этот период составляет приблизительно один
год). После прекращения издания книгу можно продавать в букинистических
магазинах, причем правообладатель за это ничего не получает, а
также хранить в библиотеках, где ее можно прочесть совершенно
бесплатно. Таким образом букинисты и библиотеки обеспечивают книгам
вторую жизнь, и эта вторая жизнь чрезвычайно важна для сохранения
и распространения культуры.
Но
для телевидения, кино, музыки, радио и интернета на сегодня нет
гарантии второй жизни. Для этих разновидностей культуры все складывается
так, будто библиотеки и архивы превратились в супермаркеты. При
нынешней ситуации ничто недоступно, за исключением ограниченного
объема, востребованного рынком. На протяжении большей части двадцатого
столетия для этого были экономические причины (стоимость аналоговых
копий очень высока).
Таким
образом, инженеры ликвидировали экономический барьер, препятствующий
созданию глобальной библиотеки. Но пошлины юристов остались, так
как, несмотря на привлекательность идеи создания глобальной библиотеки,
контент, который собирают эти цифровые хранилища, является чьей-то
«собственностью». А право собственности (авторское право) связывает
руки единомышленникам Кейли.
Сегодняшняя
технология дает возможность создать глобальный архив всех изданных
книг, мелодий и т.д. На сегодня насчитывается около трех миллионов
музыкальных записей, примерно 120 тысяч экранных киноверсий и
порядка двух миллионов кинофильмов 20 века. Добавим сюда примерно
двадцать шесть миллионов наименований книг. Все это поместится
на компьютерах, которые займут небольшое помещение и смогут обслуживаться
небольшой фирмой. В настоящее время наша цель – создание универсального
доступа к информации. Это будущее сегодняшних библиотек и архивов.
Список
источников и литературы
1.URL:http://www.computerra.ru/think/kiwi/344194/(проверено 12.11.2008
г.)
2.URL:http://torrentblog.ru/vojna-v-seti-korporacii-protiv-polzovatelej/(проверено
12.11.2008 г.)
3.URL:http://www.computerra.ru/focus/304143//(проверено 12.11.2008
г.)
4.URL:http://offline.computerra.ru/2008/719/347026//(проверено
12.11.2008 г.)
5.URL:http://offline.computerra.ru/2007/695/327433//(проверено
12.11.2008 г.)
6.URL:http://offline.computerra.ru/2007/708/339174//(проверено
12.11.2008 г.)
7.URL:http://www/kazaa.times.lv/(проверено 12.11.2008 г.)
8.URL:http://www.computerra.ru/gid/356157//(проверено 12.11.2008
г.)
9.URL:http://offline.computerra.ru/2008/723/350728//(проверено
12.11.2008 г.)
10.URL:http://moikompas.ru/compas/p2p/(проверено 12.11.2008 г.)
11.URL:http://www.rb.ru/topstory/business/2008/01/15/110751.html/(проверено
12.11.2008 г.)
12.URL:http://www.rb.ru/topstory/business/2007/09/03/124729.html/(проверено
12.11.2008 г.)
13.URL:http://www.computerra.ru/think/sentinel/37156//(проверено
12.11.2008 г.)
14.URL:http://offline.computerra.ru/2008/732/356663//(проверено
12.11.2008 г.)
15.URL:http://copyright.ru/ru/news/main/2008/1/21/chast_2_torr//(проверено
12.11.2008 г.)
16.URL:http://www.mobichel.ru/articles/mobilize/easypro/internet_piraty//(проверено
12.11.2008 г.)
17.URL:http://www.webplanet.ru/news/law/2008/05/08/torrentspy.html/(проверено
12.11.2008 г.)
18.URL:http://www.webplanet.ru/news/law/2008/01/29/promusica.html/(проверено
12.11.2008 г.)
19.URL:http://www.postindustrial.net/content1/show_content.php?id=139&table
=free&lang =russian
20.Волчинская Е. К. Проблемы законодательного регулирования доступа
к информации / Е. К. Волчинская. – URL:http://www/russianlaw.net/
law/doc/ a68.html/(проверено 12.11.2008 г.)
21.Лессиг Л. Свободная культура / Л. Лессиг; пер. О. Данилова;
ред. В. Ильин. – М. : Прагматика культуры, 2007. – ISBN 5-98392-009-X.
– URL: http://artpragmatica.ru/lessig/ (проверено 12.11.2008 г.)
©
Ядров
А.Ю.
Yadrov
Alexander Yur’evich
Program developer of geographic information technologies
Simferopol, the Autonomous Republic of Crimea, Ukraine
File
Exchange Nets: the Problems of Copyright or the Future
of Libraries and Archives
The questions of file exchange
nets development and usage in the modern law field are investigated.
In addition the possibility and the necessity of creating a
global storage (a library or an archive) and of providing free
access for the remote users are studied on the example of the
file exchange nets.
content, rightholders, Internet providers, file exchange
nets, users, digital libraries
Follow
effective action with quiet reflection.
From the quiet reflection will come even
more effective action.
Peter Drucker
The history of confrontation between
rightholders, Internet providers that grant access to file exchange
nets, and users has been lasting for many years.
Nowadays
there is a strange regularity that a file exchange net is legal
(though it is an unfilled information storage). Provider or
any other organization, that creates and supports such net according
to the effective legislation both to the one of the Russian
Federation and to the international one, is not responsible
for the “acts of its users” and we, the users, are responsible
for the “illegal download of the file under protection of copyright
and allied rights.
Some
lawyers consider the file exchange nets should be prohibited
or a global spy net should be created and it should be able
to identify and block an object that may not be distributed
or used, the users that are spreading or downloading such objects
should pay enormous fines and be devoid of internet access.
An
official meeting of the representatives of the companies “1С”,
“Buka” and NP PPP and of the representatives of the portal “torrents.ru”
took place on the 24 of December 2007, the questions of coexistence
of rightholders and pirates, were discussed on it. The comments
of the participants were comprehensive (the quotation is cited
originally, without correcting any grammar or punctuation mistakes):
“We raised a question whether they consider if the user isn’t
able to download “their product” from our tracker, he will go
to a shop to buy a license copy or he’ll rather download it
somewhere else. The representative of the “Buka” company answered
this question; he admitted that the point is in the comfort
when downloading. There is logic in such an answer but how reasonable
is it? Think yourself, how many people will reject a chance
to freeload because of some inconvenience, may be only the laziest
users with unlimited resources will do that. Besides, I’m quite
interested how the game localizers will calculate the sale growth
(which they rely on without any grounds) if they are no more
free on our tracker?” [15].
It
seems impossible to stop the content distribution nowadays and
an attempt to limit it shall result in huge economic, cultural
and other losses.
The
modern practice consists of separate strikes by the demonstrative
punishment of some users. For example, Jemmy Thomas was punished
in the fall 2007 for distributing songs in the file exchange
net or in the several nets (a number of the US users doing the
same in 2007 made up between 40 and 56 million people) (company
Valence Media torrent-tracker TorrentSpy)[17].
But
it shouldn’t be omitted that monitoring the users’ net activities
may be considered the violation of the constitution rights.
Such separate strikes seem to be not justice but looking for
scapegoats.
You
do not come to a shop and steal a book from the shelf, don’t
you? Why should it be otherwise with online music? The difference
is that when you take a book from the shelf, the seller loses
one book. If you download an MP3-file, vice versa, nobody loses
a CD. The character of imperceptible theft differs from the
one of the perceptible theft.
File
exchange nets unlike cable television do not sell somebody else’s
content (cable providers must pay for the retransmitted content,
but its price is not defined by a rightholder. The price is
defined legally so that broadcast companies couldn’t suppress
the cable technologies).
Now
there are the following forms of information exchange and causing
losses by that to the content rightholder in the Internet:
-
Downloading
music, films, software instead of buying (several would buy
if they could not download it);
-
Getting
acquainted in order to make a decision on buying (that is
target advertising, profitable for the authors);
-
Getting
access to protected by copyright product that is not sold
anymore (75 % of music sold by big labels is not reissued),
is too expensive or is not sold (beyond a file exchange net)
because it is new (for example, the amount of time necessary
for processing and presenting an electronic book since it
has been published);
-
Getting
access and a possibility to exchange the content not protected
by copyright or freely distributed by a rightholder.
Legally
only the last variant of exchange is lawful. Economically only
the first variant is harmful. The exchange suggested in the
second variant is illegal but nevertheless quite useful. The
third type though being illegal is beneficial for the society
because of information popularization and is harmless for the
author, because his/her creativity is inaccessible in any other
way. The point is that it doesn’t matter whether the exchange
of the first type is harmful but how useful or harmful in general
the usage of file exchange nets is.
Instead of taking advantage of new technologies the labels began
a fight against them. They consider that each rewritten album
equates to an unsold one.
In
2002 RIAA informed that the sales of CDs reduced for 8,9% (from
882 million to 803 million). The American Association of recording
companies calculated that 2,1 billion albums have been downloaded
for free in the net. If each download is a lost sale, as RIAA
insists, the industry would have suffered 100% sales fall and
not the 9% one. Thus there is an immense difference between
downloading a song and a CD theft [21].
They
fight not against the first type of exchange but against the
file exchange technologies (for example, when Napster reported
to the court it has created a technology able to block 99,4%
of data defined as violating the copyright, the court admitted
it insufficient and resolved to minimize the encroachment that
is impossible per se).
Table
№1 (Data of the USA) |
Case |
Whose
property was endangered |
Judicial decision |
Decision
of the Congress |
Sound
recording |
Composers |
No protection |
Statutory license |
Radio |
Performer |
No
protection |
Nothing |
Cable
TV |
Broadcasters |
No
protection |
Statutory license |
Videotape
recorder |
Film
creators |
No protection |
Nothing |
In
each case the new technology changed the means of content distribution,
a free access to the products appeared. In no case the free access
was prohibited (Table №1).
Copyright
has never allowed a rightholder to control all the types of possible
usage of his/her products. In each case the law was guided by
the benefit of the exclusive right and the limitations it bears.
In 1993 Alex Olben headed the initiative of creating a CD dedicated
to Clint Eastwood’s work. Olben spent a year to get the rights
of all those having participated in the film creation in order
to use the extracts [21].
Actors
are well-paid when starring or auding books. Should compensation
be paid and should an enormous amount of time and efforts be spent
for searching and obtaining the permission of all the rightholders
if only small extracts are used? May be it is more reasonable
to create a statutory license which anyone could buy to use the
data.
Why
not do so that a rightholder got for instance 5% of pure profit
when his product (a film, a book) was used? In case the product
wasn’t for commercial usage, the rightholder should be deprived
of the right to prohibit or demand remuneration for its usage.
Since
1996 till 2001 an experiment on creating an Internet archive has
been conducted. A huge database has been created, where the development
of the web-site since 1996 and the dates of changes could have
been looked through. Today if you visit the web page it is impossible
to define whether the modern content corresponds to the one you’ve
read before.
We
take for granted the opportunity to return and look through the
data once more. For example, in order to study the reaction of
the local press to tramway abolition or to any other event it
is enough to visit a library and look through the old newspapers.
Internet
is an exception. Before the appearance of the Internet archive
there was no possibility to come back. It is strange that we have
many libraries, archives and there is only one copy of the Internet.
Bruster Keyl is a founder of the Internet archive. He created
the biggest archive of the human knowledge, till the end of 2002
more than 10 billion of web pages of 230 terabytes, which is ten
times more than the collection in the Library of the US Congress
had been stored and these funds had been growing each month.
Today
the part of our culture fixed in the newspapers remains freely
accessible but the one fixed on a film is not to be found. Now
it is much easier to research the influence and the history of
the mass media in the XIX century than in the XX.
In
spite of creation and development of the digital technologies
it is very difficult to find a record or a film made 20 years
ago and that can be done only in the file exchange nets, because
the law does not regulate the usage and storage of such copies.
Rapid
development of the file exchange nets is a result of information
availability.
Each
example of author’s property lives several “lives”. In the first
life the content is sold. For such content the commercial life
is extremely important. Many people think that without such commercial
life there would be less creativity.
After
such commercial life of the author work our tradition has always
provided the second life adding a product to an archive as a proof
of history. In this second life the content may continue informing
even if the data are not sold any more. For example, a book is
not more published quite soon (nowadays approximately after a
year). After the end of the publishing the book may be sold at
the bookseller’s, though a rightholder has no profit on that,
or it may be stored in libraries where it may be read for free.
Thus the booksellers and libraries provide the second life for
a book that is quite important for culture’s preservation and
distribution.
But
the second life for television, cinema, music and Internet is
not guaranteed. For these types of culture libraries and archives
seem to become supermarkets. In the modern conditions nothing
is available except for limited volumes that are in demand at
the market. During the XX century there have been economic reasons
for that (the price of analog copies is too high).
Thus
engineers eliminated an economic barrier that was an obstacle
for the global library’s creation. However, the taxes of the lawyers
have remained despite the attractiveness of a global library,
because the content gathered in these digital storages belongs
to someone. And the property right (copyright) restricts the followers
of Keyly.
The
modern technology allows creating a global archive of all the
published books, melodies and so on. The number of the music records
equates to three million, there are almost 120 thousand films
and about 2 million films of the XX century. There are almost
26 million books. All that could be stored in the computers in
a small room and could be served by a small company. Now our purpose
is to create a universal access to information. That is the future
for the libraries and archives.
The
List of the Used Sources and Literature
1.URL:http://www.computerra.ru/think/kiwi/344194/(checked
on 12.11.2008)
2.URL:http://torrentblog.ru/vojna-v-seti-korporacii-protiv-polzovatelej/(checked
on 12.11.2008 )
3.URL:http://www.computerra.ru/focus/304143//(checked on 12.11.2008)
4.URL:http://offline.computerra.ru/2008/719/347026//(checked
on 12.11.2008)
5.URL:http://offline.computerra.ru/2007/695/327433//(checked
on 12.11.2008)
6.URL:http://offline.computerra.ru/2007/708/339174//(checked
on 12.11.2008)
7.URL:http://www/kazaa.times.lv/(checked on 12.11.2008)
8.URL:http://www.computerra.ru/gid/356157//(checked on 12.11.2008)
9.URL:http://offline.computerra.ru/2008/723/350728//(checked
on 12.11.2008)
10.URL:http://moikompas.ru/compas/p2p/(checked on 12.11.2008)
11.URL:http://www.rb.ru/topstory/business/2008/01/15/110751.html/(checked
on 12.11.2008)
12.URL:http://www.rb.ru/topstory/business/2007/09/03/124729.html/(checked
on 12.11.2008)
13.URL:http://www.computerra.ru/think/sentinel/37156//(checked
on 12.11.2008)
14.URL:http://offline.computerra.ru/2008/732/356663//(checked
on 12.11.2008)
15.URL:http://copyright.ru/ru/news/main/2008/1/21/chast_2_torr//(checked
on 12.11.2008)
16.URL:http://www.mobichel.ru/articles/mobilize/easypro/internet_piraty//
(checked on 12.11.2008)
17.URL:http://www.webplanet.ru/news/law/2008/05/08/torrentspy.html/(checked
on 12.11.2008)
18.URL:http://www.webplanet.ru/news/law/2008/01/29/promusica.html/(checked
on 12.11.2008)
19.URL:http://www.postindustrial.net/content1/show_content.php?id=139&table
=free&lang =Russian (checked on 12.11.2008)
20.Volchinskaya Е.K. The problems of legal regulation of information
access/ Е.K. Volchinskaya. – URL:http://www/russianlaw.net/
law/doc/ a68.html/(checked on 12.11.2008)
21.Lessig L. Free culture / L. Lessig; transl. О. Danilova;
ed. V. Il’yin. – M.: Pragmatics of culture, 2007. – ISBN 5-98392-009-X.
– URL: http://artpragmatica.ru/lessig/ (checked on 12.11.2008)
Yadrov
A.
|