КАРТА САЙТА

 

 


 

Профессиональная периодика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



     
      Ядрова Г. В. Проблемы и опыт создания электронных ресурсов для библиотекарей [Текст] / Ядрова Г. В. // Восьмые Денисьевские чтения : материалы межрегион. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. по проблемам истории, теории и практики библиотечного дела, библиотековедения, библиографоведения и книговедения, г. Орел, 27-28 окт. 2011 г. / Управление культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта Орл. обл. ; Орл. обл. науч. универс. публ. б-ка им. И. А. Бунина ; Орл. гос. ин-т искусств и культуры ; [сост. Н.З. Шатохина]. – Орел : Издатель Александр Воробьев, 2011. – С. 174–193. – ISBN 978-5-91468-098-2
    
     Преамбула. Если счёт закрывающихся библиотек в регионах СНГ переходит на десятки, а в отдельных государствах – на тысячи, то говорить об опыте и достижениях сложно, но необходимо. Только делать это можно после того, когда будет предпринята хотя бы попытка понять общую суть происходящих в библиотечной отрасли «перемен» и будут сделаны, пусть не всеобъемлющие и возможно в чём-то спорные, но всё же выводы и конструктивные предложения хотя бы по одному из проблемных аспектов деятельности библиотек.


     Формулировка проблемы.
В первое десятилетие двадцать первого столетия во всех новых государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, информационно-компьютерные технологии внесли существенные изменения в деятельность библиотек всех систем и ведомств. Модернизируя свою деятельность, часть библиотек скорректировала свои методы работы с пользователями и информационными ресурсами, создала и начала активно продвигать новые библиотечно-библиографические продукты и услуги, в том числе и электронные. Для этого многими библиотеками была проведена внутренняя реорганизация, в результате которой появились новые структурные подразделения, частично совмещающие традиционные библиотечные технологии с новыми. Этими внутренними структурами чаще всего в крупных библиотеках стали электронные читальные залы, отделы автоматизации и различные сектора в отделах комплектования, обработки и библиографии.
     Позже именно эти структуры были представлены как лидеры в освоении и применении новых программных продуктов (например, различных АБИС) и в создании всевозможных форм и тематических направлений библиографических и полнотекстовых баз данных. Руководители перечисленных структур чаще всего участвовали в демонстрации созданных баз данных на различных профессиональных мероприятиях, в том числе и тех, которые по своей организационной форме относятся к различным «школам» по повышению квалификации сотрудников библиотек.
     В целом подобная практика сформировала в профессиональной библиотечной среде (и не только) устойчивое мнение, что главными специалистами, а также консультантами и экспертами по внедрению новых информационно-компьютерных технологий в библиотечную практику могут быть только представители отделов, которые напрямую осваивают техническую составляющую этого процесса и создают новый производственный электронный информационный продукт. Поэтому и методическая функция в очень многих научных библиотеках, отвечающих за развитие и модернизацию библиотечной отрасли в странах СНГ, автоматически перешла в вышеназванные отделы. А методические отделы фактически были отстранены от участия во всех крупномасштабных мероприятиях, на которых
задавался импульс новому этапу развития библиотек.
      Для подтверждения данного факта, можно привести один, но достаточно яркий пример, отражающий положение дел с методическим обеспечением инновационной деятельности. За 18 лет в
Международной конференции «Крым» [1] с докладом или сообщением не участвовал ни один методист из вузовского или республиканского методического центра библиотек АРК [2]. Если проанализировать степень участия методистов в мероприятиях подобного уровня из других научных библиотек, функционирующих на постсоветском пространстве, то эта тенденция найдёт ещё множество подтверждающих негативных примеров.
     Передача всех методических функций, связанных с применением информационно-компьютерных технологий в библиотеке, сотрудникам других отделов практически повсеместно превратила методистов в статистов, главной обязанностью которых стала обработка статистических отчётов для формирования разного рода таблиц, бесконечно требуемых вышестоящими организациями. Ни о какой консультативной, экспертной и аналитической деятельности или даже о профессиональном самообразовании в направлении ИКТ не могло быть и речи, так как даже просто индивидуальные автоматизированные рабочие места появились в методических отделах в последнюю очередь (есть отделы, где не появились до сих пор). На наш взгляд, данный подход к организации методической деятельности являлся управленческой ошибкой, которая негативно повлияла на степень профессионального роста и квалификацию сотрудников методических отделов научных библиотек и как следствие на общее положение дел в библиотечной отрасли стран СНГ.
     На данный момент это положение является очень сложным и вызывает большие опасения не только среди специалистов-практиков [3]. Даже у авторитетных теоретиков библиотечного дела, напрямую никак не отвечающих за сложившуюся ситуацию в быстро разрушающейся системе, стали наблюдаться неупорядоченные, но всё же достаточно активные публикационные действия, предлагающие для спасения библиотек превратить их то в библиоархивы [4], то в библиоклубы [5] , то вообще в нечто придаточное к социальным сетям и развлекательным службам. Это конечно хоть какой-то выход. Но для того, чтобы рекомендовать и вводить подобные изменения, необходимо проанализировать, что получится в результате предлагаемых реформ. Ведь хорошо известно, что просто функцию хранения документов архивы выполняют лучше библиотек, а развлекательно-просветительские мероприятия любых форм гораздо интереснее и, главное, профессиональнее организуют музеи, галереи, клубы, театры, консерватории и т.д. Зачем же перебрасывать функции, заранее зная, что результат будет на порядок хуже.
     Но спокойно обдумывать и отвечать на подобные вопросы нет времени. Утверждаем, что во многом оно упущено. Видимо это осознают (но пока не озвучивают) руководители отрасли и отдельно взятых библиотек. Поэтому без всяких рассуждений под довольно сильным прессингом непосредственных начальников на местах публичные и учебные библиотеки яростно накинулись на массовую работу [6], а научные повсеместно активизировали работу по изучению, организации, учёту, выявлению, переучёту, пропаганде и т.д. своих фондов.
     Есть примеры, когда сотрудники отделов библиотек целым составом в последние годы занимаются только этим, да так, как будто они ничего подобного ранее не делали [7] . Тогда возникают другие вопросы. Например, а всегда ли тот объём находящихся на хранении документов отвечает количеству и содержанию того, о чём декларировалось ранее? А далее идёт: кто тогда возглавлял библиотеку, какие меры принимал для сохранности фондов, какие сейчас реализуются решения для создания условий для качественного хранения и эффективного использования имеющихся документов, в том числе тех, которые относятся к числу редких и электронных?
     Вопросов много. Они цепляются один за другой и возможно в скором будущем, когда через пару десятилетий начнут проводиться исследования уже по изучению деятельности библиотек в наше время, на них будут даны конкретные ответы (без оглядок на должность и личность). А пока считаем, что любой пользователь и специалист имеет право задать вопрос и получить конкретный ответ. Во-первых, потому что библиотеки в основном являются бюджетными учреждениями, т.е. существуют на налоги каждого из членов общества. Во-вторых, потому что такая информация нигде не относится к государственной тайне. В-третьих, в частности в Украине, согласно новому закону «Об информации», доступ к статистическим данным не может быть ограничен вообще никакими внутренними установками и правилами.
     Кроме того, смеем утверждать, что обществу в целом, и его части, занимающейся развитием компьютерных технологий в библиотечной отрасли, даже необходимо иметь эту статистическую информацию. Потому что без неё нельзя правильно и своевременно установить, что же на самом деле кроется за активностью, которая перегружает коллективы рутинной работой [8], оставляет ещё меньше времени на развитие библиотеки как современного информационно-коммуникативного учреждения культуры и, как следствие, ещё более тормозит развитие сервисных услуг, так долго ожидаемых пользователями. Есть и ещё один каверзный вопрос. Почему руководители библиотек не заботятся о современном способе подготовки высококлассных специалистов и совсем не занимаются привлечением специалистов из категории продвинутых пользователей, которые могли бы оказать помощь, поделиться своими знаниями и умениями? [9]
     К сожалению, практически все эти вопросы риторические, ответы можно найти и сформулировать быстро. Правда их можно замалчивать, выступая с трибун, но всё равно они лежат на поверхности и в личном общении специалистов обсуждались и озвучивались не раз. Например, все знают, что пришло время, когда библиотеки повсеместно стали закрывать или реформировать таким образом, что они полностью теряют самостоятельность в развитии своего информационного потенциала и как следствие лишаются своей роли (достаточно заметной ранее) в формировании современного общества знаний. Закрываются они не по прихоти чиновников [10] , а потому что современные пользователи, особенно продвинутые (а число их постоянно и очень быстро растёт), не считают библиотеки лидерами [11] формирования информационных потоков и все чаще не обращаются к ним ни с какими запросами. Сотрудники библиотек знают, что это произошло не сразу. Они ещё помнят очереди в читальные залы и запись на 2 часа работы в глобальной сети. Но теперь пользователи не хотят сначала идти к печатным каталогам, потом делать и ждать заказ, выписывая данные ручкой, чуть позже идти в электронный читальный зал, оплачивать количество mgb скаченных кусочков нераспознанного текста, а затем уже дома на собственном компьютере из всего собранного набирать реферат, статью или другую научную работу.
     Они ждали 10 лет. Надеялись, что уважаемые сотрудники организуют необходимые условия для работы в библиотеке [12], а затем, не дождавшись, сами создали более качественные информационные и коммуникативные сервисы и кратно больше наполнили их электронными ресурсами разного формата представления [13]. Во многих случаях к этому процессу подключились частные издательские, провайдерские и другие компании и фирмы.      Разнообразие появившихся информационных потоков, объём электронных ресурсов и сервисы превзошли созданное библиотеками в такое количество раз, что библиотеки сами превратились в активных пользователей. При этом многие коллективы библиотек-пользователей стали сами далеко не законопослушны и добросовестны [14] , а, кроме того, и очень дороги (например, для руководителя или студента вуза [15]). Это нельзя не видеть или не знать.
      А потому государственные, частные и общественные организации не только перестали учитывать и уж тем более лоббировать интересы библиотек, а наоборот повсеместно регламентируют их деятельность так, что речь идёт либо о выживании, либо о закрытии. Дополнительно сложность ситуации усугубилась следующим обстоятельством, точнее двумя. Научные исследования, проводимые на профильных кафедрах институтов, университетов и в отраслевых научных центрах, по результатам которых происходит рост специалистов со степенью, в настоящее время в основном представлены трудами исторического, историографического и библиографического характера. И чем дальше вглубь времён, тем их больше [16]. А годовые отчёты методических центров (и очень похожие на них
пленарные доклады на международных конференциях) повсеместно представляют только общую положительную динамику в цифровых показателях, отражающих всю деятельность библиотечной отрасли или отдельной библиотеки на постсоветском пространстве. Например, особенно красноречиво выглядят цифры роста количества записей в электронных каталогах или красивые схемы реализации очередного проекта по разовому очень дорогому гранту.
      Всё вместе взятое говорит о том, что теория в библиотечном деле слишком далека от развития практики. Она практически совсем не предлагает быстрых и эффективных путей, направленных на модернизацию библиотечной отрасли, а статистические отчёты практиков никак не отражают давно пустые абонементы и читальные залы, в том числе теперь и те, где представляется доступ к электронным ресурсам.
      Почему же библиотечное сообщество предпочитает замалчивать проблему несоответствия цифр и дел даже тогда, когда в обществе стоит вопрос о замене библиотек на другие производственные образования с несвойственными им функциями. Почему библиотекарей не беспокоит тот факт, что на практике пользователи далеко опередили наработки библиотек в создании поисковых сервисов и ресурсов? Почему они согласились с тем, что читатель, став пользователем, ушёл из библиотеки и не вернулся в её виртуальное пространство?
     На все эти вопросы нельзя отвечать и давать советы развития или реформирования библиотечной системы, не имея за плечами большого профессионального опыта создания востребованных современным пользователем (в нашем случае библиотекарем) информационных и полнотекстовых электронных ресурсов различного формата представления и доступа. Но, даже имея такой опыт (он будет описан ниже [17]) необходимо понимать, что единичный пример, даже самого положительного результата достигнутого на инновационной ниве, не может изменить общей системы и сложившейся в ней сложной ситуации.
     При этом надо подчеркнуть, что библиотечные системы стран СНГ очень крепкие, сильные и функционируют уже много лет. В конце восьмидесятых и девяностых прошедшего столетия чёткая схема выполняемых работ и исполнительская дисциплина позволила им, при очень сложной экономической ситуации, часто усугубляемой общественной и государственной неразберихой, сохранить централизованные системы, отдельные библиотеки, фонды, кадры и другие объекты, и субъекты профессиональной деятельности. Но эта же самая система, выстояв и приобретя необходимую твёрдость (точнее жёсткость) автоматически стала отторгать любые новые организационные схемы производственной деятельности и трудовых отношений. И это закономерно и естественно. Любая система активно противодействует изменениям, потому что нововведения нарушают её привычный, хорошо отлаженный порядок функционирования. Максимум, что система может позволить, не изменяясь сама, разрешить существовать рядом чему-то ещё, что опять же необходимо на данный момент для её сохранения.
     Потому и появились в библиотеках электронные читальные залы, полностью отделённые от книги, газеты и любого другого печатного документа, а в первое время – и от библиотекаря тоже. Затем рядом выросли всевозможные интернет-центры, которые курировались отделами автоматизации, потому что технологически и технически в работе кардинально отличались от привычных правил формирования, создания, хранения и использования информации.
     В своём большинстве библиотекари, осознавая необходимость сохранения своего рабочего места, сдержанно приняли новые преобразования и соседей-специалистов. Затем они не особенно энергично, но всё же стали осваивать новые знания и способы работы. Так было все эти годы, так происходит и сейчас.
    Руководители библиотек и библиотекари профессионально общаются с новыми специалистами, опять же видя, что для сохранения своего статуса профессионала и имиджа современной библиотеки у вышестоящих государственных служб, теперь необходимо заполнять каталожную карточку (и многое другое) не на печатной машинке, а на компьютере.
     Такая фасадная завеса помогла управляющим библиотеками создать «новый» имидж, где за фактическую реорганизацию, выдаются отдельно существующие службы, никак не влияющие на изменение количества и качества традиционных услуг, ранее так востребованных читателем (исключением, наверно, можно назвать ксерокопирование, но оно везде является платным). А на самом деле, при очень сильно проседающем в эти годы квалификационном уровне библиотекарей, создаваемые ими новые виды электронных продуктов не были и не стали сейчас интеллектуальным достижением библиотечной отрасли. А потому в большей своей части до сих пор бесчисленные БД и ЭК не имеют разных форм полнотекстового представления в глобальной сети и всё хуже используются. Скорее всего, они также никогда не будут иметь авторства [18], т.е. навсегда останутся безымянными продуктами неизвестных специалистов, на которые ушло так много средств, сил и рабочего времени.
     Эта ситуация неразрешима из-за качества электронных документов. Они очень часто напоминали сборку (а точнее плохо организованный склад) электронных копий печатных карточек или других документов на бумажных носителях, созданных методом сканирования (при этом часто не распознанных, не вычитанных или плохо систематизированных [19]). И сейчас эти электронные ресурсы в библиотеках растут и растут в объёме. Только простому пользователю они нужны всё меньше и меньше, а продвинутому, в том числе и библиотекарю, особенно из тех, кто продолжает образование, повышает свою квалификацию или занимается исследовательской и научной деятельностью, не нужны совсем.
     Поэтому, как это уже было сказано выше, пользователь сделал всё сам и гораздо лучше. Затем, активно совершенствуясь на ниве ИКТ, но не в традиционном и виртуальном пространстве библиотек, он начал организовывать закрытые уже от библиотек [20] пользовательские системы, в которых право доступа к информации предоставляется теперь по специальному приглашению и при поручительстве 3 постоянных членов или только на коммерческой основе. Это уже не файлообменные сети (вчерашний результат решений пользователя), которые по принципу облака только пытаются воссоздать в библиотечных отраслях стран СНГ [21]. Новые информационные системы организованы по другому. Это сообщества-системы (со)авторов-пользователей глобальной сети. Они не желают больше тратить время на споры, разговоры, объяснения и обучение неуспевающих. Им важно чтобы интеллектуальная собственность в направлении развития ИКТ постоянно росла, активно и продуктивно использовалась. Для этого они непрерывно совершенствуют свои умения, что помогает интенсивно накапливать знания для решения новых информационных и интеллектуальных задач и опять быстро уходить вперёд.
     Такова реальность и на является для профессионального сообщества библиотекарей большой проблемой квалификационного, организационного и управленческого характера.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы и предложения:
     Первое – изменившаяся организация всех учебных, научных и производственных структур в странах СНГ, в том числе и относящихся к библиотечной отрасли не может не реагировать на фактический объём и качество удовлетворения потребительских и информационных запросов и услуг.
     Второе – все производственные структуры библиотечной отрасли стран СНГ требуют срочной модернизации, а точнее системных изменений на всех уровнях своего функционирования, с усиленным вниманием к кадровому потенциалу руководителей и профессиональной квалификации специалистов библиотек.
     Третье – изменения или даже создание совершенно новых библиотечных систем должны инициироваться и производиться специалистами-библиотекарями с учётом всего накопленного опыта в прошлом и обязательно с особым вниманием к новым тенденциям развития практики и науки об информации.
     Четвёртое – в создании нового в библиотечном деле необходимо активнее применять опыт смежных частных, общественных и индивидуальных пользовательских информационных и технологических практик.
     Пятое – анализ и оценка качества работы всех новых образований в библиотечной отрасли должна осуществляться продвинутым пользователем, наделённым правами специалиста-эксперта [22], не относящегося даже косвенно к внутренним управленческим структурам [23].
     Шестое – необходимо быстрее внедрять любой инновационный опыт коллег библиотекарей, который может быть задействован в сохранении каждой конкретной библиотеки и уже сейчас востребован у продвинутого пользователя.
     Седьмое – начинать надо самим с создания качественной информационной ресурсной базы для библиотекарей, которая станет примером профессиональной, методической, информационной обеспеченности для сотрудников других отраслей.
 


Описание опыта
. Всё вышесказанное в той или иной мере отражает и процессы, происходящие в библиотеках Крыма. Слабая методическая оснащённость происходивших квалификационных изменений в профессиональной деятельности библиотекарей остро и наглядно ощущалась и в конце девятнадцатого, и в начале первого десятилетия двадцатого столетия, и сейчас. Несмотря на наличие пяти методических центров в АРК и трёх в г. Севастополе, назвать какой-либо долговременный инновационный проект для библиотекарей, на основе которого можно было бы совсем без финансовых затрат свободно отслеживать изменения происходящие в структуре формирования электронных ресурсов учебного и научного назначения, не представляется возможным.
     Особенно сложным было и есть состояние дел с деловой этикой управленцев и повышением квалификации и информационно-методическим обеспечением профессиональной деятельности специалистов вузовских библиотек [24] и библиотек НИИ. И тогда, и сейчас безлимитный доступ к удалённой профессионально значимой информации организован и разрешён не для всех. Участие в мероприятиях по повышению квалификации в направлении ИКТ доступно только той части сотрудников библиотек, которая согласно утверждённым должностным инструкциям имеет право посещать профильные мероприятия. Профессиональная периодика чаще не выписывается вообще или представлена 1-2 самыми дешевыми изданиями. О поездках на международные мероприятия для рядовых сотрудников нет и речи.
     Не лучше ситуация и в публичных библиотеках. При огромной плотности наглядной пропаганды и количестве развлекательных и представительских мероприятий у рядовых сотрудников совсем не остаётся времени на самообразование. К тому же подобная служебная самостоятельность не поощряется руководством, а иногда вообще считается нарушением во внутреннем распорядке работ. О праве на поездку или высказанном в профессиональной прессе собственном мнении, не согласованном с руководством, тоже не идёт речи. Если же такое случается, то это чревато не только негативными морально-психологическими последствиями, но часто и потерей работы с длительным нелицеприятным информационным сопровождением. Потерять работу в провинции чревато тем, что её можно не найти не только по специальности, но и вообще.
     В связи с создавшимися обстоятельствами сложилась ситуация полного исполнительского послушания, сопровождающаяся в последние годы мерным спокойным, так называемым реформированием, а на самом деле закрытием библиотек в Симферополе, Керчи и других городах и весях Крыма [25]. Опытные специалисты со специальным образованием уходят по возрасту. Новые (всё больше не устроившиеся по специальности филологи, юристы, экономисты, биологи и т.д.) быстро заполняют освободившиеся должности. Они зачастую пребывают вне своей профессии и основного образования, и им, в общем, всё равно, чем и как заниматься. Поэтому говорить о прорыве, требовать от них энтузиазма или трудовых свершений на поприще освоения новых методик работы с ИКТ в библиотечном деле не приходится.
     Тем не менее, в Крыму в начале двадцать первого столетия сложился и до сих пор развивается инновационный проект методического сопровождения формирующихся электронных ресурсов краеведческого характера. Этот проект признан в Украине на национальном уровне. С 2004 года он включён, как составляющая часть, в общую Электронную библиотеку Украины. Доступен ресурс в онлайновом режиме на web-сайте Национальной библиотеки Украины им. Вернадского по адресу: http://nbuv.gov.ua/ellib/crimea/. Параллельно электронные документы из проекта доступны в Крыму через web-сайт Крымского научного центра [26], web-сайт Таврического национального университета им. В.И. Вернадского [27] и региональный проект «Межвузовская электронная библиотека Крыма» [28].
     Это авторско-издательский проект, но активное участие в нём с первых работ по сей день принимают и специалисты библиотекари. Начало проекту было положено при первом опыте создания электронной коллекции научного журнала «Культура народов Причерноморья». Чуть позже, появились библиотечные выпуски, которые изначально создавались с другой целью [29] . Но часть злободневных задач по повышению квалификации библиотекарей, подготовки для них научно-практических и методических материалов автоматически была принята к решению данными изданиями. Это было вынужденное решение, так как ничего более, адекватно связанного с конкретным постоянно растущим большим результатом и продвижением опыта [30] работы крымских библиотекарей в направлении применения ИКТ и информационного обеспечения специалистов отрасли в регионе не было (и пока нет).
Рассказывая о проекте важно так же подчеркнуть, что вся электронная коллекция журнала «Культура народов Причерноморья» и библиотечные выпуски, в неё входящие, были первой экспериментальной площадкой. Здесь можно было творчески поработать и поучится у специалистов-технарей многим процессам, которые часто даются с трудом специалистам-гуманитариям.
     Кроме того, как показало прошедшее десятилетие, именно общая работа разных специалистов позволяет чаще инициировать и плодотворно развивать другие направления деятельности по созданию новых электронных ресурсов, в том числе и для библиотекарей.
     Всего к концу 2011 года вышло 16 библиотечных выпусков [31] журнала, которые условно можно поделить на два направления. Первая часть представляет собой библиографические указатели, каждый из которых отражает рост объёма общей электронной коллекции журнала (к настоящему моменту это 6 тысяч 900 электронных текстов). Во всех указателях представлены расширенные предисловия, характеризующие основное отличие текущего выпуска от
предыдущего [32]. Кроме того, как постоянный автор предисловия, я всегда старалась заострить внимание специалистов библиотек на полученном результате и новом объёме решенных вопросов.
     В связи с тем, что и объём созданных электронных ресурсов превышал самостоятельно разработанное в каждой конкретной крымской библиотеке целыми коллективами, в сопроводительных статьях постоянно обозначались и достаточно подробно описывались различные направления развития видов поиска. Достаточно часто дополнительно приводились примеры других действий, необходимых для получения хорошего результата. Например, подробно описывались новые формы и способы формирования вспомогательных указателей, а также уделялось внимание роли создания новых видов продукции при подготовке молодых специалистов, только что закончивших вузы [33].
     Всё же основной, главной задачей этого библиографического направления библиотечных выпусков журнала «Культура народов Причерноморья» была демонстрация качества полнотекстового электронного продукта, сформированного с учётом требований библиотечной практики и ВАКа Украины, и, главное, полностью готового к применению в трёх формах доступа к информации. Это заявленное нами качество многие годы подтверждалось и подтверждается востребованностью ресурса. Так с первого указателя весь созданный библиографический ресурс доступен всем пользователям в онлайновом режиме и число заходов только на общую информационную страничку превышает 78 тысяч, кратно выше на сами тексты. В общем ежемесячном рейтинге использования научной полнотекстовой информации электронная коллекция журнала постоянно входит в первые пятьдесят, а с октября 2011 г. в первые двадцать из 1651 электронных версий научных журналов Украины представленных на портале «Наукова періодика України».
     Поэтому обратим внимание специалистов ещё раз на главную качественную составляющую описываемых указателей: каждая библиографическая запись сопровождается полным текстом в электронном приложении на CD. Тексты статей, монографий и др. материалов представлены в формате идентичном представлению в электронной коллекции общего доступа и в печатном источнике. Все материалы снабжены несколькими взаимно дополняющимися видами поиска (электронными и печатными). То есть CD диск, всегда прилагаемый к библиотечному выпуску как дополнительный неотделимый элемент, является электронной коллекцией с готовыми для работы электронными документами научного и учебного назначения гуманитарного направления, введёнными во все виды применяемого в указателе поиска.
     Для более эффективного продвижения созданных для библиотекарей ресурсов все библиографические указатели презентовались на мероприятиях по повышению квалификации библиотекарей. Презентации практически всегда проводились в рамках научно-практических семинаров или специально организованных секций на международных конференциях [34] . Затем по ходу они сопровождались либо мастер-классом, либо расширенной консультацией-обучением. Для участников этих профессиональных обучающих мероприятий всегда формировался особый информационный пакет. Он включал в себя в комплексе следующие материалы: демо-версии специализированных библиотечных программ, презентации участников мероприятия и имеющийся на данный момент объём коллекции.      Поэтому, постепенно на основе сгруппированной информации для библиотекарей начали создаваться новые виды электронных продуктов методического характера. Сначала это были сводные библиотечные выпуски с дополнениями на CD, затем на DVD. Структура приложений [35] постепенно видоизменялась и росла, что вызывало безусловный профессиональный интерес. В результате, к наполнению дисков с полнотекстовыми, в том числе методическими материалами присоединились специалисты из других библиотек. Например, в информационный пакет, подготовленный для участников научно-практической конференции «Научная библиотека академического учреждения: опыт,
проблемы и перспективы информационного обеспечения исследовательской деятельности» безвозмездно передали свои электронные полнотекстовые материалы представители Научной библиотеки Национального заповедника «Херсонес Таврический». Среди переданных материалов особую ценность представляют несколько оцифрованных комплектов редких краеведческих журналов, достаточно сильно востребованных в библиотеках Крыма, но очень часто находящихся либо в ветхом состоянии, либо не в полном комплекте.
     В структуру методических материалов на CD и DVD и в различные версии электронных сводных выпусков журнала «Культура народов Причерноморья» постоянно входила и вторая часть библиотечных выпусков – условно обозначенная нами как второе направление. Оно отличалась от описанного выше тем, что в отдельных сборниках в основном представлялись материалы общего теоретического и научно-практического характера. Точнее, предпочтение при публикации получали те статьи, которые отражали опыт библиотек в применении и развитии ИКТ, а также пошагово описывали решение методических (теоретических, технических, правовых, кадровых) вопросов. Как ответственная за библиотечные выпуски, учитывая очень остро стоящую проблему методической обеспеченности наглядными формами проделанных работ, я применяла все возможно допустимые способы для расширенного представления в печати информации, созданной сотрудником библиотеки самостоятельно, а значит имеющим на неё авторское право и являющейся его интеллектуальной собственностью.
     Это не всегда принималось региональным профессиональным библиотечным сообществом и даже коллегами по центру. Тем не менее, сейчас можно констатировать тот факт, что сформировался достаточно объёмный список публикаций [36], которые можно использовать как наглядное методическое пособие онлайнового доступа при создании собственного инновационного проекта краеведческого, библиографического и др. характера.
     Необходимо также сказать, что обычно, каждый последующий научно-практический библиотечный выпуск журнала «Культура народов Причерноморья» (так же как и вышеописанные методические материалы на электронных носителях) создавался и печатался к очередному профессиональному мероприятию. Эти мероприятия по повышению квалификации библиотекарей из учебных и научных учреждений [37] инициировались Центром информационных технологий Межвузовского Центра «Крым» [38] . Проводились они на разных площадках. Большая часть была проведена в городах Крыма, два в Киеве, одно в Москве [39]. Всего за последние пять лет ЦИТ МЦК было проведено 10 крупных мероприятий, направленных на повышение квалификации библиотекарей Крыма. На всех ставились и решались одни и те же три задачи:
  • первая – оказать информационное и практическое содействие в развитие ИКТ в библиотеках Крыма;
  • вторая – способствовать продвижению электронных полнотекстовых ресурсов национального и крымоведческого характера к пользователю, в том числе к тому, кто получил специальное библиотечное образование;
  • третья (всегда очень сложная для сотрудников центра [40]) – запустить очередной профессиональный импульс для проведения уже освоенных нами работ в библиотечные методические центры АРК.

     Заявленные задачи равнозначны. При взаимном сложении и решении они помогали продвинуть накопленные знания и умения в работу учебных и научных библиотек Крыма. По крайней мере, некоторые результаты инициативной деятельности центра на лицо [41]. Совсем коротко перечислю только те, которые имеют прямое отношение к опыту издания и использования методических материалов, сформированных на основе библиотечных выпусков научного журнала «Культура народов Причерноморья» и к автору данного доклада. Это:

  1. создан первый web-сайт научной библиотеки Крымского филиала Института археологии НАН Украины c блоком полнотекстовых материалов тематического исторического профиля [42]
  2. создан первый web-сайт учебной библиотеки Симферопольского кооперативного торгово-экономического колледжа [43] с полнотекстовой коллекцией работ по библиотечному делу.

     Другая работа проделанная сотрудниками ЦИТ МЦК описана в 120 публикациях [44] . Прямой доступ к полным текстом всех наших материалов и проектам на web-сайте центра (http://www. center.crimea.ua).


Заключение. Считаю, что для того, чтобы библиотеки были востребованы, а значит сохранены, необходимо обеднить усилия всех специалистов, занимающихся инновациями и имеющих большой нормативно-творческий и управленческий опыт для разработки собственных предложений, положений и методик по изменению правового, технологического, технического, кадрового и информационного библиотечного потенциала. И, главное, заявить об этих предложениях надо самим библиотекам во всех СМИ и очень быстро. Затем, лоббировать заявленное на всевозможных представительских встречах и мероприятиях до тех пор, пока правила работы не станут устанавливаться теми, кто их непосредственно применяет для получения достойного результата, одобренного вернувшимся в читальные залы и абонементы пользователями.


Примечания:
  1. Самый престижный профессиональный форум в направлении развития ИКТ в библиотеках из ежегодно проходящих в Крыму.
  2. Для вузовских библиотек это Научная библиотека Таврического национального университет им. В.И. Вернадского, для публичных Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Франко.
  3. Например, эти вопросы очень остро были поставлены в докладе «Научные
    библиотеки: гибель или развитие!», который на научной конференции «Румянцевские чтения – 2011» представил Глухов Виктор Алексеевич — канд. технич. наук, руководитель Фундаментальной библиотеки, зам. директора по научной работе Института научной информации по общественным наукам РАН.
  4. Думаю, в данном случае, как критерий изменений подразумевается, но пока не четко обосновывается превалирующая функция хранения, в основном редкого и ценного фонда в научных библиотеках.
  5. Чаще всего имеются в виду публичные и учебные библиотеки всех ведомств и уровней аккредитации, где библиотекарю предлагается роль то ведущего, то подающего, то исполнительного и образованного соцработника.
  6. Согласно выставленным в открытом доступе планам работы количество ежемесячно проводимых мероприятий в некоторых публичных библиотеках Крыма достигает 70-80, т.е. в день библиотека проводит 2-3 мероприятия и в основном середине рабочего дня (?!).
  7. Автор доклада намеренно не называет известные ему конкретные примеры этой деятельности. Так как считает, что для соблюдения выбранной формы анализа необходимо только обозначить явление, а не заниматься подобным перечислением. Тем более, что заранее знаем, что любая реальность зачастую вызывает неадекват ную реакцию, которая находится за пределами деловой этики и конструктивной критики, что ещё более мешает профессиональному спокойному обсуждению и решению имеющихся в отрасли проблем.
  8. Абсолютно необходимой с точки зрения общей текущей организации работы библиотеки, но сейчас далеко не главной с точки зрения привлечения (а точнее возврата) пользователей.
  9. Опять же по библиотекам АРК сложно (невозможно) привести пример приглашения в библиотеку специалиста имеющего большие практические или интеллектуальные наработки со стороны, а защитившиеся по профильным специальностям либо вынуждены уйти из библиотек, либо никак не продвинулись в своих профессиональных возможностях эффективнее применять свои знания.
  10. Но библиотекари всех уровней всё стенают и обращаются к ним по поводу плохого законодательства, нехватки материально-технических средств, маленькой зарплаты (и т.д.), видимо забывая, что на многих мероприятиях половину публики (а иногда и более) представляют сотрудники смежных отделов. Как не таись это видят все, в том числе и чиновники.
  11. Исключение представляют собой в основном только национальные и федеральные библиотеки с электронными ресурсами, созданными по различным государственным программам и проектам, с достаточно ощутимым для общества финансированием.
  12. Неужели сложно организовать в читальном зале рабочее место пользователя, где можно работать с печатным документом и при этом использовать электронные средства создания информации? Зачем искусственно отделяется печатный источник от электронного и создаётся препятствие в единовременной работе с двумя документами сразу?
  13. Что же им оставалось делать. Библиотеки всё создают и создают ЭК и информационные БД, как бы ненароком забывая о том, что если за объявлением о наличии, не предоставляется сам продукт (в нашем случае электронный документ), то посетитель (в нашем случае пользователь) как минимум не удовлетворён качеством заявленной услуги, а как максимум покидает это учреждение навсегда.
  14. Секрет Полишинеля: многие (если не все) электронные библиотеки локального характера в основном состоят из ресурсов созданных и выставленных в глобальных сетях пользователями или другими учреждениями. При этом очень часто не проводится даже элементарная доработка электронного документа и даже во внутренней сети он содержит всю необходимую информацию о первоисточнике, что никого не смущает.
  15. Например, многие библиотеки АРК приобретают достаточно дорогие блоки аналитических описаний на поступающую к ним периодику и делают подписку на временный доступ к полнотекстовым базам коммерческого характера, которые используют крайне неэффективно, а точнее, просто очень мало.
  16. Подробнее в докладе «Научно-исследовательская работа библиотеки: славное прошлое, беспросветное настоящее, туманное будущее» – Тихонова Людмила Николаевна — канд. филол. наук, зам. генерального директора Российской государственной библиотеки, Научная конференция «Румянцевские чтения – 2011».
  17. Автор этого доклада считает, что приводить его нужно хотя бы для того, чтобы показать, что другие пути развития информационного потенциала библиотек и их электронного ресурса (в данном случае для библиотекарей) возможны и так часто поднимаемые на щит проблемы технического, финансового, нормативно-
    правового, кадрового (и др.) характера решаемы.
  18. Автор может привести пример, когда на основе ЭК или тематической БД интеллектуальный продукт библиотекаря был создан и далее оформлен по всем нормам авторского права. Но этот перечень будет относиться исключительно к исследовательской научной деятельности энтузиастов. Кроме того он все таки очень мал и потому больше является исключением сильно проигрывающим общей тенденции безымянности авторов электронных ресурсов библиотекарей.
  19. Не секрет, что и сейчас печатный каталог в поиске информации часто бывает более эффективным инструментом.
  20. Автору доклада не удалось получить положительный ответ о членстве в пользовательской системе ни от одного сотрудника научной библиотеки (опрошено 48 человек из 21 библиотеки), а вот примеров, когда электронный продукт созданный пользователем присваивается или на него заявляются «права» – предостаточно.
  21. У пользователей это было бесплатно, у библиотек очень часто тот же самый контент представляется за деньги на дорогостоящей для государства технической основе. В чём здесь преимущество и опережение?
  22. Эти права должны и могут осуществлять только те, кто может подтвердить свои критические замечания адекватными по уровню и качеству практическими результатами своей деятельности в продвижении, использовании или создании информации научного, учебного, производственного назначения.
  23. Например, можно создать аналитические службы общественного характера при вышестоящих управленческих структурах. Они будут сравнивать выставленные на всеобщее обозрение планы работы библиотеки и статистические отчёты без оглядки на руководителя библиотеки. Кроме того они могут помочь подготовить объективные профессиональные анализы проделанной работы, в том числе проведённых мероприятий и созданных электронных изданий. Считаем, что в подобных аналитических отчётах особым разделом обязательно должны идти данные об оценке новых информационных продуктов пользователем. Для объективности слишком плохие и хорошие оценки рекомендуем отсекать сразу, так как это чаще всего заказные вещи. Подчёркиваем с сожалением, к открытости данных о своей работе пока библиотечное сообщество не готово, что подтверждается фактом их практически полного отсутствия на web-сайтах библиотек и вышестоящих управленческих структур.
  24. Например, повышением квалификации библиотекарей колледжей в АРК вообще никто не занимается.
  25. Например, Главное управление статистики в АРК сообщило (http:// history.org.ua/index.php?urlcrnt=JournALL/select.php&seriaName=journal), что число массовых и универсальных библиотек с 1995 г. по 2010 сократилось с 928 до 796, а библиотечный фонд с 17334,6 тыс. экз. до до 12485,9 тыс. экз. То есть ежегодно библиотечная сеть в АРК в среднем сокращается на 8-9 библиотек.
  26. Например, информация о проекте представлена на web-сайте Крымского научного центра по адресу: http://crimean-center.com/?page_id=11
  27. Например, информация о проекте представлена на web-сайт Таврического национального Университета им. Вернадского по адресу: http://science.crimea.edu/zapiski/index.html
  28. Например, с 1 по 98 номер полнотекстовая информация доступна по адресу: http://elib.crimea.edu/index.php?option=com_content&task=view&id=26
  29. Например, первый библиотечный выпуск (в общей нумерации журнала № 40) был специально приурочен, а точнее впервые создан для участников первой вузовской секции 10 Международной конференции «Крым 2003» в г. Симферополе, как некоторый отчёт о достижениях, сделанных в направлении «от электронного каталога к электронной библиотеке».
  30. Положительный, результативный и инновационный опыт в библиотеках Крыма, конечно же, есть, просто он, к сожалению, не превалирует в общей организации деятельности.
  31. Часть выпусков вышла в 2 и 3 томах. Объём многих номеров превышает 200-250 страниц (формат А4, шрифт 10)
  32. Для примера приведём несколько публикаций:
    • Ядрова Г. В. Биобиблиографический указатель как способ обучения библиотекарей информационно-компьютерным технологиям : [Предисловие к 7-му специализир. библ. вып. журн. «Культура народов Причерноморья»] // Культура народов Причерноморья. – Симферополь : Межвуз. центр «Крым», 2006. – № 87. – С. 7.
    • Ядрова Г. В. От научно-практических исследований до практической реализации : [Предисловие к 8-му специализир. библ. вьш. журн. «Культура народов Причерноморья»] // Культура народов Причерноморья. – Симферополь : Межвуз. центр «Крым», 2006. – № 94. – С. 7–8.
    • Ядрова Г. В. Изучая прошлое, созидаем будущее : [Предисловие к 9-му специализир. библ. вып. журн. «Культура народов Причерноморья»] // Культура народов Причерноморья. – Симферополь : Межвуз. Центр «Крым», 2007. – № 98. – Т. 2. – С. 7–8.
    • Ядрова Г. В. Сотый, юбилейный, выпуск научного журнала «Культура народов Причерноморья» к юбилею десятой международной конференции «ЕVА – 2007, Москва» : [Предисловие к 10-му специализир. библ. вып. журн.] // Культура народов Причерноморья. – Симферополь : Межвуз. центр «Крым», 2007. – № 100, Т. 1. – С. 5–6. – рус; Ibid. // Культура народов Причерноморья. – Симферополь : Межвуз. центр «Крым», 2007. – № 100, Т. 2. – С. 5–6. – англ.; Те саме // Культура народов Причерноморья. – Симферополь : Межвуз. центр «Крым», 2007. – № 100, Т. 3. – С. 5–6. – укр.
  33. Подробнее в статье: Ядрова Г. В. Проблемы и способы повышения качества профессионального образования библиотекарей на основе формирования новых видов библиографической продукции, являющейся интеллектуальной собственностью библиотеки [Электронный ресурс] / Г. В. Ядрова. – Материалы XI международной конференции «EVA-2008 Moscow», Москва, 1–4 декабря 2008. – CD. – Загол. с экрана. – Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/ellib/crimea/Jadrova/text/yadrova_eva_2008.pdf
  34. Например, на специальной крымской секции «Проблемы, перспективы и опыт создания электронных информационных ресурсов «ІV Международной на учно-практической конференции «Информационные ресурсы: создание, использование, доступ» и на 1 секции «Нормативно-правовое обеспечение инновационной образовательной деятельности; внедрение информационных технологий в учреждениях образования» III Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании». Подробнее программы см. : http://nbuv.gov.ua/ellib/crimea/
  35. Подробнее описание структуры см. : Ядрова Г. В. Досвід створення електронних методичних посібників з бібліотечної справи [Электронный ресурс] / Г. В. Ядрова. – Информационные ресурсы : создание, использование, доступ : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Алушта, 2-5 октября 2007 г. – Режим доступа : URL : http://nbuv.gov.ua/ellib/crimea/conf_2007/text/yadrova.pdf. – Загол. с экрана. – (рус.).
  36. Например,
    • Дудченко С. В. Проблемы распространения научной информации. Методы решения / С. В. Дудченко // Культура народов Причерноморья. – Симферополь : Межвузовский центр «Крым», 2006. – N 77. – С. 51-95. – Режим доступа : http:// www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/77/pdf/knp77_51-95.pdfjkysq ntrcn (файл pdf)
    • Ушатая Р. И. История библиотек города Симферополя : конец XIX – первая половина XX века / Р. И. Ушатая; Предисл. Г. В. Ядровой // Культура народов Причерноморья. – Симферополь : Межвузовский центр «Крым», 2007. – № 98. – Т. 2. – 188 с. – Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/98t2/pdf/soderjanie.htm
  37. Например, семинар-практикум «Формирование электронного информационно-презентационного пакета современной научной библиотеки» проведён в г. Севастополе – подробнее см.: http://center.crimea.ua/library/ceminar_ynvar_2008.htm, полная программа – http://center.crimea.ua/library/seminar_sevast.pdf
  38. Подробнее о работе Центра информационных технологий Межвузовского Центра «Крым» см. в докладе Ядровой Г.В. «Инициатива, сотрудничество и партнёрство как основные факторы развития электронных ресурсов крымского региона (на примере анализа деятельности Центра информационных технологий Межвузовского Центра «Крым» за 2004-2007 гг.» – Режим доступа : http://conf.cpic.ru/eva2007/rus/reports/content_1201.html
  39. Например, крымская секция «Международное сотрудничество Россия – Украина. Автономная Республика Крым: социально-культурное партнерство и сотрудничество библиотек, музеев и издательств в создании электронных ресурсов» была проведена в Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Полная программа и тексты докладов см. : http://www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/knp_spez1/pdf/soderjanie.htm
  40. Инициатива наказуема всегда и везде, библиотечная практика не исключение. Поэтому всем, кто идёт по новым путям развития заранее нужно знать, что большую часть сил придётся потратить не на конкретную практическую работу, а на возможность её осуществлять, и, что со временем обязательно сформируется из наработанных результатов труда подушка безопасности, которая сама перекроет и решит многие морально-психологические (и др.) проблемы. Нужно только запастись терпением и много работать, работать….. и работать. Время само определит, кто что сделал, кто был прав и не прав, хорош и не хорош ( и т.д.). Дерзайте, результат того стоит.
  41. Например, в 20 высших учебных заведениях АРК установлен электронный ресурс, из пяти тематических серий – миллион информационных единиц. Подробнее см. : Ядрова Г. В. Роль інформаційних центрів у підвищенні економічної ефективності застосування комп’ютерних технологій / Г. В. Ядрова // Бібл. вісн. – 2005. – N 5. – C. 13-16. – Бібліогр.: 13 назв. – Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/ellib/Crimea/Jadrova/text/yadrovabibvist.pdf(файл pdf)
  42. Полнотекстовая электронная тематическая коллекция НБ КФ ИА НАНУ см. по адресу : http://www.center.crimea.ua/library/nasha_lib.htm
  43. Полнотекстовая коллекция работ зав. библиотеки СКТЭК см. по адресу: http://www.center.crimea.ua/lib_ctek/index.htm
  44. Подробнее итоги работы ЦИТ МЦК на конец 2011 г. см. в докладе-презентации Ядровой Г.В. «Корпоративне взаємодія інформаційних центрів і бібліотек у створенні електронних колекцій наукового та навчального призначення» – Режим досьупа : http://nbuv.gov.ua/new/11_Kiev/yadrova.ppt      
 
       

выставлено 24. 02. 2012 г.
 
©Центр информационных технологий МЦ «Крым»
© Ядрова Г.В
.