|
|||||||
|
||||||||||||||||
|
|
ПРОБЛЕМЫ
И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ВИДОВ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ БИБЛИОТЕКИ
(доклад Ядровой Г.В. на 11-ой ежегодной международной конференции «EVA 2008 Москва») Аннотация В докладе рассматриваются проблемы качества образования при подготовке специалистов для библиотечной отрасли и на основе новых, созданных в Крыму, информационных продуктов на электронных носителях информации показаны подходы к решению вопросов оценки знаний принимаемых на работу библиотекарей. Ключевые слова: библиотечная отрасль, образование, информационные продукты, интеллектуальная собственность Содержание
Сегодня многократно увеличена взаимосвязь профессионального библиотечного образования и рынка труда. При сложившейся на настоящий момент в библиотечной отрасли Украины достаточно острой ситуации по наличию специалистов данного профиля эта проблема требует особого внимания и быстрейшего решения. Но, к сожалению, по уровню наполняемости кафедр, готовящих специалистов для этого направления, и по тому, что входит в программу их подготовки, можно сделать вывод, что в ближайшие пять лет решения этой проблемы не намечается. Кроме того, ясно, что даже при получении профильного образования молодой специалист-библиотекарь не будет востребован и его карьерные ожидания не оправдаются, если он сразу не будет обладает достаточным объёмом знаний и навыками, которые позволяют с первого дня проявлять себя в различных видах профессиональной деятельности не как ученику на новом месте работы, а как профессионалу, сразу готовому к выдаче новых информационных продуктов. При этом, долгое время находясь в роли ученика, он не сможет претендовать на более высокую оплату труда, а это будет способствовать утрате для него престижа профессионального образования и подвигнет на поиск другого места работы, чаще всего уже не в библиотеке. Именно поэтому библиотеки Украины страдают от большой нехватки молодых квалифицированных специалистов. Эта ситуация всё более и более усугубляется к тому же очень большим и постоянно возрастающим возрастным порогом профессиональной деятельности основного руководящего состава библиотек и руководителей служб среднего звена. А отсутствие критериев оценки качества предоставляемых современному пользователю услуг на основе новых методов управления и технологий в целом резко снижает развитие библиотечной отрасли, в том числе и в Крыму. Происходит постепенная девальвация престижа библиотек как основных информационно-документальных центров, что порождает на настоящий момент ярко выраженную тенденцию прихода на рынок организаций, предоставляющих информационные услуги и продукты, но не имеющих никакого отношения к библиотечной отрасли. При этом качество и объём создаваемых информационных продуктов, особенно на электронных носителях информации, настолько впечатляющи, что даже очень крупные библиотеки, имеющие достаточное финансирование, хорошую материальную базу и большой кадровый потенциал, попадают к ним в постоянную зависимость. Если эта ситуация кардинально не изменится в ближайшее время, то библиотеки, так и не создав сколько-либо значимого объема своего интеллектуального продукта на электронных носителях информации и не приобретя приоритетного права первенства его представления в глобальной мировой сети, навсегда утеряют эту возможность. Главное
– попадут в постоянную зависимость от частных структур (издательств,
фирм, корпораций), услуги и продукты которых постоянно увеличиваются
в объеме и постоянно дорожают, а средства доступа к ним – совершенствуются.
Последнее, кстати, всё активнее переориентирует поток современного
пользователя из библиотек напрямую к перечисленным структурам. Поэтому
и складывается парадоксальная и очень невыгодная библиотекам ситуация.
Она заключается в том, что для наращивания своего информационного
потенциала на электронных носителях для качественного удовлетворения
запросов пользователей библиотека вынуждена закупать эти достаточно
дорогие продукты, но может использовать их только во внутренних локальных
сетях. Заплатив, но при этом отсекая от приобретённой информации своего
удалённого пользователя, она, естественно, теряет позиции, которые
позволяют говорить о ней как о современном социальном институте, качественно
удовлетворяющем информационные потребности общества.
В связи с этим общество и не торопится материально стимулировать ни развитие библиотек, ни материальную базу вузов, готовящих для них специалистов. Примеров тому множество. Возникает вопрос: не стала ли эта проблема нерешаемой? Не случится ли так, что «некоторые библиотеки, став у истоков информатизации», так и «останутся у них стоять», при этом постоянно, бурно, многократно обсуждая, но никак не решая этот вопрос. И как долго будет продолжаться ситуация, когда руководители данных учреждений, постоянно банально выпрашивая средства у государства (а значит, у нас, налогоплательщиков) для наращивания информационно-документального потенциала библиотек, не приступят к решению главной проблемы – формированию высокопрофессиональных коллективов библиотек? Коллективов, способных самостоятельно создавать интеллектуальные продукты библиотеки, на которые она и непосредственные создатели будут иметь полные авторские права для использования. Когда начнет дифференцированно и, главное, реально решаться вопрос оплаты труда библиотекаря, получившего профессиональное образование и работающего по своей специальности (на настоящий момент она абсолютно недостойна, и не только в глазах молодого специалиста)? Когда проблема количественного и многообразного предоставления услуг современному пользователю, который всё чаще предпочитает получать полный текст необходимого ему документа не сходя с рабочего места, станет основным критерием оценки качества работы библиотеки и её руководителя? Перечень вопросов велик, и эта ситуация многократно повышает ответственность высших учебных заведений за качество получаемого студентами образования и должна нацеливать их на высокий конечный результат образовательной деятельности. В первую очередь это значит, что вузам для достижения европейских стандартов образования, составляющей которого являются высокая технологизация и информатизация, необходимо иметь многоцелевую, технически обустроенную базу преподавания. Особенно это касается учебных учреждений, готовящих специалистов, связанных с информационными технологиями, к которым и относятся библиотекари-библиографы. К сожалению, и на момент начала издания (в 2003 г.) библиографических указателей научного журнала «Культура народов Причерноморья», и сейчас (к концу 2008 г.), когда сформирована уже целая серия, а прилагаемая к ним полнотекстовая коллекция является одной из самых крупных в Украине и самых доступных в Крыму, назвать хотя бы одну высокотехнологическую базу, готовящую специалистов для библиотечной отрасли в регионе, не представляется возможным. А потому и уровень квалификации молодого специалиста, относящегося к данному направлению профессиональной деятельности, явно не отвечает требованиям времени. Не спасает данное положение вещей и работа научно-методических служб научных библиотек Крыма, которые иногда напрямую (база проведения занятий, преподавание, члены экзаменационных комиссий), а чаще опосредованно, являясь объектом экскурсионной (чаще массовочной) деятельности, принимают участие в подготовке специалистов этого направления. Данное положение вещей усугубляется и вследствие практически полного отсутствия в регионе высококвалифицированных специалистов, могущих хотя бы после получения образования передать молодым библиотекарям необходимые им на практике знания. Всё вышесказанное утверждается не голословно и не из излишнего критиканства, а с болью за любимую профессию, которой отдано более тридцати лет. А потому очередной раз делается попытка показать и продвинуть опыт устранения данных проблем на примере конкретных практических задач, которые в связи с научно-производственной необходимостью пришлось решать сотрудникам Центра информационных технологий Межвузовского центра «Крым» [3]. В данном конкретном случае автору очередного библиографического указателя (шестого по счёту) – Сергею Викторовичу Дудченко [2]. Так, С.В. Дудченко, создавая свой первый указатель, обучил целую группу молодых специалистов-библиотекарей. Эти специалисты на настоящий момент работают либо зав. библиотеками вузов (у всех возрастная категория до 30 лет), либо ведущими специалистами отделов научных библиотек, где работа по формированию информации на электронных носителях является основной их служебной обязанностью. Он же разработал методику создания электронных копий печатных документов, которая сначала яростно критиковалась, а теперь внедрена и используется во многих библиотеках Украины и стран СНГ [1]. При этом необходимо подчеркнуть, что, решая более сложные задачи и занимаясь исследованием проблемы создания полнотекстовых электронных документов и коллекций, он не остановил работу над изданием библиографических указателей и по настоящий момент консультирует и обучает молодых специалистов, получивших и получающих образование в наших профессиональных вузах. Как в начале, так и сейчас он учитывает любой, даже самый скромный успех обучаемых в освоении необходимых им профессиональных знаний и всегда пофамильно отмечает это в своих работах. Кроме того, все, кто внес хоть какую-то, даже самую малую, часть своего труда в совместное создание какого-либо информационного продукта – электронного указателя, библиотеки, фотообзора, – всегда упоминались по его рекомендации либо во вступительной статье к библиотечным выпускам, либо имеют свой копирайт в созданной ими части информации. Такая чёткость и определённость в закреплении участка работы за её автором помогает повысить ответственность обучаемого специалиста-библиотекаря за конкретные результаты своего труда и ограждает последнего от экспроприации им сделанного, что, к большому сожалению, нередко случается на практике, когда результат представляет научную и информационную значимость или отчитываться более нечем. Поэтому сотрудники центра стараются привить молодым специалистам гордость за свою профессию и показать её интеллектуальную составляющую, что выражается в большом количестве наших собственных публикаций с упоминанием конкретных имен и фамилий исполнителей, и в нашем настойчивом привлечении к осмыслению профессиональных знаний и отстаиванию собственного авторства обучаемых новым технологиям молодых библиотекарей. Именно поэтому данный библиографический указатель имеет второго автора – Ю.В. Макарову, которая, обучаясь, параллельно трудилась над созданием информационной части указателя. Соавторство при создании электронной части данного указателя является его основной отличительной чертой. Впечатляющий вклад его первого автора состоит в том, что он представляет молодого специалиста-библиотекаря не на эмпирическом уровне, а сразу как высококлассного специалиста с результатом его труда, являющегося частью Национальной электронной библиотеки Украины. Переоценить такую оценку проделанной работы молодого специалиста сложно, но, так как именно сотрудникам центра пришлось заниматься ликвидацией очень многих пробелов в профессиональном образовании молодых специалистов библиотекарей, особенно в части овладения информационными библиотечными системами, естественно, такое решение для нас правомерно. В свою очередь сотрудники центра надеятся, что очередной представленный результат деятельности по обучению молодого специалиста-библиотекаря и сам информационный продукт оправдает ожидания пользователей и поможет кардинально изменить образовательную стратегию вузам, готовящим специалистов для библиотечной отрасли. А формат, объём, содержание, способы доступа к указателю и его уровень представления помогут воспитанию у студентов – будущих библиотекарей гордости за получаемую профессию, обеспечит стремление к совершенству, положительное отношение к себе и окружающей, достаточно противоречивой профессиональной действительности. Главное – для библиотек, особенно научных, являющихся методическими центрами и занимающихся повышением квалификации, новый информационно-полнотекстовый продукт поможет обрести эталон результата труда, так необходимый при оценке знаний принимаемых на работу специалистов. В заключение необходимо сказать, что представляемый библиографический указатель включает в себя 453 аналитических описания статей (с полнотекстовым электронным приложением) научного журнала «Культура народов Причерноморья» журнала с 85 по 100 номер. Опубликован он в 147 номере данного журнала за 2008 год. Методика создания и особенности его формирования постоянно развивались и совершенствовались, а затем подробно и неоднократно описывались в предыдущих специализированных библиотечных выпусках этого журнала. В данном случае она не претерпела никаких изменений. Как всегда все описания статей и полные тексты, после издания номера переброшены в базу данных. База данных представлена в онлайновом доступе на странице Центра информационных технологий МЦ «Крым», расположенной по адресу: http://nbuv.gov.ua/ellib/crimea/ на web-сайте Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. К настоящему моменту она насчитывает 5 тысяч 600 единиц хранения (по статистике это второе место в Национальной электронной библиотеке Украины) [4]. Ссылки
и литература
Yadrova
Galina Vasil’yevna Problems
and Means of Improving Professional Education for Librarians on
the Basis of the New Kinds of Bibliographic Products that are the
Library's Intellectual Property
Abstracts:The problems of education quality in the librarian sphere are investigated; approaches to seeking solutions for the questions of knowledge assessment of the librarian-employees are shown on the basis of the newly-created Crimean information products on electronic media. Nowadays the interrelation between the professional librarian education and the labour market has increased. This problem requires special attention and a prompt solution in terms of the lack of such specialists in Ukraine. Unfortunately, it is obvious that in the nearest 5 years there is no solution for it because of the insufficient intake of the chairs that prepare specialists for this field. Besides it is understandable that even after having got such education a young librarian won’t be needed and his career expectations won’t be lived up, if he doesn’t have the required level of knowledge and skills that allows to show himself as a professional from the first day at a new post, who is ready to work with new information products. Having been a student for a long time, he won’t be able to demand high salary and that would encourage losing the professional education’s prestige and would make him look for a new job, probably not in a library. That’s why libraries suffer the lack of young qualified specialists. This situation worsens by the constantly growing age threshold of the librarian administration and of the average managers. The development of the librarian field, including the Crimean one, is impeded by the absence of the criteria for the evaluation of services granted to a modern user based on the new methods of administration and new technologies. A gradual devaluation of the libraries’ prestige takes place that gives rise to a bright tendency of the new organizations entering the market – the organizations that grant information services and products but are not connected with the librarian field. The quality and volume of these products especially on electronic media are so impressive that even the biggest libraries, that are financed enough, have a good pecuniary base and a big staff potential, depend on them. If this situation does not change as soon as possible, the libraries will lose this opportunity forever without creation of any significant amount of the information products on electronic media and without the right to present it in the global net. The most important is that they will depend on the private institutions (publishing houses, firms, corporations), the services and products of which are constantly growing and going up and the access to which is constantly simplifying. The last fact directs the modern user from libraries to the institutions mentioned above. That’s why such situation is disadvantageous and unprofitable for the libraries. It means that for increasing its information potential on electronic media to satisfy the users’ demands a library has to buy these quite expensive products but it may use them only in the inner local nets. Naturally, it loses its positions, which define it as a modern social institution that satisfies the society’s information demands, even if it has paid and cut off the remote users. In connection with that the society doesn’t hasten to stimulate either the libraries’ development or the pecuniary base of the institutes of higher education that prepare specialists for them. There are many examples of that. There is also a question whether this problem may be solved. May it happen that “some libraries helping informatization” will stay at the same place lively discussing the problem but doing nothing? And how long will the administrators of such institutions beg money of the state (and of us - the taxpayers) for the information documentary potential growth and delay solving the main problem – the formation of highly professional librarian staff? The staff able to create information products by themselves should be formed so that the library and the authors would have the full copyright for usage. When will the problem of salary of a librarian, that has got professional education and works on his speciality, be differentially and really solved (now it is absolutely unworthy and not only from the point of view of a young specialist)? When will the problem of quantitive and diverse services for a modern user, that prefers to get the full text of a needed document on the spot, become the main evaluation criterion of the library’s and its administrator’s work? The list of problems is long and this situation increases manifold the responsibility of institutes of higher education for the quality of the education and it must direct the students to high final result of educating activity. First of all, that means that institutes of higher education should have multipurpose technically equipped teaching base in order to achieve the European education criteria including high technologic and information levels. It especially concerns the education institutions that prepare specialists connected with information technologies, among them there are librarians-bibliographers. Unfortunately, it was impossible to name at least one high technological base preparing specialists for the librarian field in the region both when the periodical’s (“Culture of the People’s of Prichernomor’ya”) bibliographic indexes were published for the first time (in 2003) and now (in the end of 2008) when the whole number had been formed and the attached full-text collection was one of the biggest in Ukraine and one the most available in the Crimea. That’s why the level of young specialist’s qualification does not correspond to the time demands. Even the work of scientific-methodological services of the Crimean libraries does not help the situation, though they participate in preparing specialists of this field sometimes directly (base of lessons, teaching, members of examiner boards) and sometimes indirectly, being an object of excursions. Such situation worsens because of the almost full absence of highly qualified specialists in the region, of specialists that would be able after graduation to transmit their knowledge to young librarians. All the facts mentioned above must not sound proofless and must not seem to be criticism, it is just the pain for the favourite profession to which more than 30 years have been dedicated. That’s why another attempt was made in order to show and promote the experience of solving such problems on the example of definite practice issues that the workers of the Center of Information Technologies of the Intercollegiate Center “Crimea” had to solve in connection with the scientific industrial necessity [3]. In this particular case that was done by the author of the next bibliographic index (the sixth one) Sergey Viktorovich Dudchenko [2]. When creating his first index, S.V.Dudchenko taught the whole group of young librarians. These specialists are now working as college librarian administrators (all of them are younger than 30) or the chief specialists of the scientific libraries’ departments, where their main task is to form information on electronic media. He worked out the methodology of creating electronic copies of printed documents that at first was violently criticized and now is implemented in many libraries of Ukraine and CIS [1]. It is necessary to emphasize that while solving the more complicated tasks and researching the creation of electronic documents and collections, he didn’t stop working on bibliographic indexes and is now consulting and teaching young specialists educated in our professional institutes. As it was in the beginning he takes into account every, even the most modest success of students in mastering the professional skills and always mentions their surnames in his own works. Besides everyone, who has made a contribution to joint creation of any information product – an electronic index, library, photograph report, has always been mentioned on his recommendation or in introductions to the librarian editions or have their own copyright in the created information. Such clearness and distinctness in securing of work after its author helps to increase the responsibility of the librarian that is taught for the final results of his work and prevents him from expropriation, which, unfortunately, takes place quite often, when the result is scientifically and informationally significant or there is no result at all. That’s why the workers of the center try to vaccinate young specialists with the pride for their profession and show its intellectual part that reflects in a big number of our own publications with mentions of definite names and surnames and in our insistent involvement into realization of professional knowledge and assertion of young librarians’ authorship. That’s the reason for this bibliographic index having the second author – U.V. Makarova, which during the studies worked on the information part of the index. The co-authorship in creation of electronic part of this index is its main distinctive feature. The impressive contribution of the first author is in the presentation of a young librarian not at the empiric level but as a highly qualified specialist with his work as a part of National electronic library of Ukraine. It is difficult to overestimate such work of a young specialist but such solution is legitimate because the workers of the center had to eliminate many gaps in professional education, especially in mastering information librarian systems. In their turn the workers of the center hope that the next presented result of teaching a young specialist and the information product itself will help to change the education strategy radically in the institutes of higher education preparing specialists at the librarian field. And format, size, contents, means of access to an index and the level of its presentation will assist in students’ training, in training future librarians to be proud of their profession, will provide drive for perfection, positive attitude to himself/herself and to the professional environment that is so contradictory. The main thing for libraries, especially for the scientific ones, that are methodological centers and work on qualification improvement, is that a new information full-text product will help to obtain a standard of labour results, which is so needed in assessment of employees’ knowledge. As a conclusion it should be said that the presented bibliographic index includes 453 analyses of the articles (with full-text electronic application) of the scientific magazine “The Culture of the People’s of Prichernomor’ya” of 85-100 editions. It was published in the 147 edition of this magazine for the year 2008. The methodology of its creation and the peculiarities of its formation were constantly improving and developing and after that they were described in details for several times in the preceding specialized librarian issues of this magazine. In this case it hasn’t changed. As always, all the descriptions of the articles and the full texts were fixed at the database. The database may be found online at the page of the Center of Information Technologies of the IC “Crimea” at the address: http://nbuv.gov.ua/ellib/crimea/ at the web site of the National library of Ukraine after V.I.Vernadsky. Until now it has included 5 thousand 600 units of storage (that is the second place in the National electronic library of Ukraine) [4]. References and Literature
|
||||||||||||||
©Yadrova Galina выставлено 13 декабря 2008 г., дополнено 8 мая 2011 г. |
||||||||||||||||