|
|||||||
|
|
Роль библиотеки Крымского филиала Института археологии НАН Украины в информационно-документальном обеспечении учебного процесса в вузах Крыма Г. В. Ядрова Крымский филиал Института археологии НАН Украины, Симферополь, АРК, Украина The Role of the Library of the Crimean Branch of Archaeology Institute of the Ukrainian National Academy of Sciences in Information and Document Support of Educational Process in Crimean Higher Education Institutions Galina Yadrova Crimean Branch of Archaeology Institute of the Ukrainian National Academy of Sciences. Library, Simferopol, Ukraine Роль бібліотеки Кримського філіалу Інституту археології НАН України в інформаційно-документальному забезпеченні навчального процесу у вузах Криму Г. В. Ядрова Кримський філіал Інституту археології НАН України, Сімферополь, України
Библиотека Крымского филиала Института археологии НАН Украины обладает уникальным собранием документов по истории и археологии Крыма [1]. Это собрание документов постоянно используется в научно-исследовательской деятельности специалистами филиала, которые к тому же очень активно способствуют пополнению фондов библиотеки в первую очередь теми материалами, которые отражают результаты их собственных научных достижений. А поскольку многие материалы публикуются в узко тематических сборниках и продолжающихся изданиях, выходящих в ближнем и дальнем зарубежье, то постепенно фонд библиотеки пополняется изданиями, которые ни в какие другие библиотеках Крыма в настоящий момент не поступают. Естественно, что все эти издания после соответствующей обработки представляются на книжных выставках «Новых поступлений» в библиотеке и на открытых просмотрах литературы тематического характера, посвящённых «Дням науки», постоянно организуемых Крымским научным центром. Например, выставка «Вузовская наука – академическая», приуроченная к юбилейным мероприятиям, проводимым в честь 90-летия Национальной академии наук Украины, и открытый просмотр литературы «Современные издательские проекты Национальной академии наук Украины». Параллельно вся информация об изданиях, представленных на выставках и открытых просмотрах, отражается на web-сайте филиала в рубрике «Научно-издательская деятельность» и на web-сайте библиотеки филиала в рубрике «Обязательный экземпляр» [3, 4]. Это отражение практически всегда идёт в расширенном варианте, то есть на многие издания информация формируется, выставляется и постоянно доступна в онлайновом режиме по следующей схеме:
Конечно, схема варьируется в зависимости от представляемого источника информации иногда в сторону увеличения и реже в сторону уменьшения объёма представленных выше рубрик. В совокупности вся эта дополнительная информационная работа по представлению особенностей документов, поступивших в фонд библиотеки филиала, позволяет другим категориям пользователей библиотеки, к которым в первую очередь относятся преподаватели исторических факультетов вузов Крыма, использовать данные сведения как дополнительные при формировании списков документов, рекомендуемых к изучению при написании курсовых и дипломных работ. Поэтому, несмотря на то, что студенты не являются основной группой пользователей библиотеки филиала, в осуществлении их первой научно-исследовательской деятельности им оказывается достаточно большой перечень информационно-библиографических, а в последнее время и информационно-технологических услуг. В целом это позволяет студентам многих вузов довольно быстро получить и изучить редкие научные документы, зачастую не имеющиеся более нигде в Крыму, например, по темам, которые приведены в 4 графе таблицы №1. Темы запросов пользователей-студентов библиотеки КФ ИА НАНУ (составлено согласно официальным письмам-обращениям) Таблица
№1
Ещё в настоящее время, в качестве
мини-эксперимента, обслуживание студентов первых курсов (что является
исключением из общих правил) начинается с ознакомления с общенациональным
электронным информационно-полнотекстовым ресурсом, который только
по историческим наукам включает в себя 25 тысяч библиографических
записей и чуть менее тысячи полных текстов авторефератов диссертаций
[7]. Далее следует рассказ о службе виртуальной библиографической
справки наднационального уровня функционирования. Всё вместе позволяет
очень быстро устанавливать контакты с «продвинутыми пользователями»
и впоследствии осуществлять информационное обслуживание на взаимовыгодной
основе с точки зрения внедрения компьютерных технологий и накопления
научных электронных ресурсов. В испрашиваемом списке должны быть указаны уже проработанные документы, обязательно с пометкой-шифром, указывающим на местонахождение в учебной или республиканской библиотеке (в Крыму их пять, из них три для взрослых), и выделены документы, которые не были найдены, но необходимы для качественной разработки темы. Если это документы более историческо-крымоведческого характера, то список предлагается проработать ещё и в главной краеведческой библиотеке Крыма – Научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена Крымского республиканского краеведческого музея, которая имеет в этом направлении очень большой целенаправленно формируемый фонд и справочно-библиографический аппарат [2]. Эти требования, при достаточно аргументированной разъяснительной работе специалиста библиотеки филиала, не вызывают у студента возражений. Наоборот, он понимает, что ему помогают быстро изучить ведомственную структуру библиотек Крыма и особенности формирования специализированных фондов, что далее позволяет ему целеустремленно, согласно теме исследования, сконцентрировать внимание на работе с каталогами (в том числе электронными, доступными в онлайновом режиме) и тематическими библиографическими указателями. Но от библиотекаря в этой добавочной информационной работе, конечно же, требуется профессионализм, педагогические задатки и дополнительное время для изложения необходимых сведений, иногда совсем элементарных с точки зрения обслуживания пользователей сегодня. Например, чаще всего необхо-димо:
В целом проводимые просветительские беседы помогают повышать общую библиографическую грамотность пользователя данной категории в нашей библиотеке, что при последующих информационных запросах снимает большую часть дублирования выполняемых для этой группы информационных работ. Немаловажно и то, что последовательно у пользователей осуществляется (к сожалению пока медленно, но всё же достаточно четко прослеживаемо) рост уровня технологической культуры в работе с источником, который учитывается нами в очень чётких и прагматичных целях сотрудничества с «продвинутым контингентом» в создании фактографических и тематических полнотекстовых баз данных. То есть, пользователь данной категории уже знает, что поскольку источник редкий, то допускаются только щадящие документ методы копирования (никаких ксероксов, только фотографирование) с обязательным сохранением созданной электронной копии на локальном автоматизированном рабочем месте специалиста, проводившего обслуживание. Он знает, что соблюдение авторского права обязательно при любом копировании и поэтому в любом источнике копирует только ту часть информации и в том объёме, который необходим в научном обороте материала (не более 30 % в одном источнике). Затем на основании информационного запроса из полученных копий создаётся фактографическая, адресная, тематическая или уточняющая электронная справка, которая кроме последующего повторного использования (а значит автоматического сбережения редкого документа) позволяет системно формировать и накапливать достаточно объёмный электронный ресурс, соответствующий фонду библиотеки филиала и отражающий самую востребованную его часть. Впоследствии этот электронный ресурс с одной стороны будет выполнять страховую функцию хранения информации, а с другой являться шаблоном-заготовкой для создания электронной библиотеки филиала со всеми необходимыми ей качественными параметрами используемых научных документов. То есть, текст будет распознан и сохранён в том формате, который необходим в работе именно с данным электронным документом. Естественно, каждый документ будет и частично уже (краткое описание-шаблон) подвергается аналитическо-синтетической обработке, что позволяет затем использовать его в формировании тематических баз дранных, даже тех, которые доступны на настоящий момент удалённо в онлайновом режиме [6]. Правда объём последних пока ещё очень небольшой, потому что весь процесс распознавания и форматирования текста в формате html и легковесного jpg достаточно трудоёмок. Отступить же от общего принципа формирования web-ресурсов филиала невозможно [5], так как это значит понизить их качество, что естественно недопустимо для библиотеки научно-исследовательского учреждения относящегося к Академии наук Украины. Поэтому распознанные полнотекстовые ресурсы представлены в глобальной мировой сети пока точечно и прослеживаются чётко только в среде персонализированных биобиблиографических рубрик сотрудников филиала. Тем
не менее, в этом направлении у Крымского филиала Института археологии
НАН Украины появились первые достижения. В первую очередь, они подтверждаются
общим числом посещаемости двух web-сайтов учреждения, а это более 50
тысяч просмотров на момент представления данного доклада. Во вторую,
тем, что появились очные обращения к основному фонду библиотеки филиала
у студентов из других регионов Украины и даже аспирантов из стран СНГ,
которые изначально формулировались со ссылками на информацию, полученную
о фонде через глобальную мировую сеть. Подтверждая это, во второй таблице,
которая сформирована по принципу первой, приведём всего два, но достаточно
ярких примера, которые по хронологическому промежутку запросов относится
к первой декаде 2010 года. Таблица
№2.
Подобные примеры выполненных тематических запросов показывают, что наличие специали-зированных фондов библиотек научных учреждений является необходимой качественной информационной составляющей, как при первых опытах научного исследования у студентов вузов любой категории аккредитации, так и при подготовке работ, которые по своему статусу в последствии переходят в ранг научного наследия государства. В связи с чем хотелось бы в заключение обратить внимание коллег на проблемную часть данного доклада, которая заключается в том, что дублирование фондов многих близ находящихся библиотек далеко не всегда способствует их качественному хранению и использованию в информационном обеспечении учебного и научного процесса. И наоборот, отсутствие в целом регионе хотя бы одного источника по изучаемой теме значительно затрудняет (а с учётом финансового состояния современного общества иногда и навсегда закрывает) работу любого исследователя, особенно начинающего, над выбранной темой. Поэтому
специалисты научных и специализированных библиотек должны с применением
любых возможных на сегодняшний день методических и профессиональных
решений, средств и способов изучать фонды своего профиля хранения
в регионе и в государстве, тщательно и системно выявляя лакуны.
Затем необходимо активизировать обмен выявленными дублетными документами
с библиотеками из ближнего и, главное, дальнего зарубежья, что в
целом кратно скажется на качестве сервисного обслуживания каждого
пользователя библиотеки, занимающегося наукой или получающего образование
в любом регионе Украины. Литература
Список
использованных сокращений
АН РТ – Академия наук Республики Татарстан КГУ – Крымский гуманитарный университет ККЭУ – Крымский колледж экономики и управления НАПАКС – Национальная академия природоохранного и курортного строительства ТНУ – Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского ХНУ – Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина Электронный оригинал доклада в pdf: Ядрова Г. В. Роль библиотеки Крымского филиала Института археологии НАН Украины в информационно-документальном обеспечении учебного процесса в вузах Крыма [Электронный ресурс] / Г. В. Ядрова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы конф. – Электрон. дан. – М. : ГПНТБ России, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Windows 2000 или выше. – Загл. с этикетки диска. – ISBN 978-5-85638-139-8. – № гос. регистрации 0321000673. страховая
копия© автор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
выставлено
7 июля 2010 г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||