ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
WEB-САЙТА КФ ИА НАНУ
 
КАРТА САЙТА

 

 

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ
ССЫЛКА НА ПЕЧАТНЫЙ И ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА

REFERENCE TO THE PUBLISHED ELECTRONIC RESOURCE IS NECESSARY DURING QUOTING


Дополнительную информацию об участии в других конференциях
смотри в рубрике

«НОВОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Роль библиотеки Крымского филиала Института археологии НАН Украины
в информационно-документальном обеспечении учебного процесса в вузах Крыма

Г. В. Ядрова Крымский филиал Института археологии НАН Украины, Симферополь, АРК, Украина

The Role of the Library of the Crimean Branch of Archaeology Institute of the Ukrainian National Academy of Sciences in Information and Document Support of Educational Process in Crimean Higher Education Institutions
Galina Yadrova Crimean Branch of Archaeology Institute of the Ukrainian National Academy of Sciences. Library, Simferopol, Ukraine

Роль бібліотеки Кримського філіалу Інституту археології НАН України в інформаційно-документальному забезпеченні навчального процесу у вузах Криму

Г. В. Ядрова Кримський філіал Інституту археології НАН України, Сімферополь, України

  • В докладе рассматривается опыт и особенности информационно-справочного обслуживания в библиотеке научно-исследовательского учреждения категории пользователей, к которой относятся студенты и представляются способы создания электронных ресурсов научного назначения на основе сотрудничества с «продвинутыми пользователями». В докладе также продемонстрирован опосре-дованный способ изучения профильных фондов других научных библиотек, который без особых временных затрат позволяет собирать информацию для выявления информационных лакун и обмена дублетными документами и может быть использован как метод анализа качества формирования фонда библиотеки, с точки зрения его соответствия информационным запросам научного и учебного характера.
  • The paper reflects the experience and peculiarities of information and reference services to the category of users including students in a research institution library, it presents the ways of forming scientific e-resources on the basis of cooperation with “advanced users”. The paper also demonstrates an indirect way to examine theme collections of other research libraries, which allows to gather information for detecting information gaps and exchanging document duplicates and can be used as a method of analyzing library acquisition quality from the point of view of its compliance with scientific and educational information demands.
  • У доповіді розглянуто досвід та особливості інформаційно-довідкового обслуговування у бібліотеці науково-дослідного закладу категорії користувачів, до якої належать студенти та описано способи створення електронних ресурсів наукового значення на основі співробітництва з «просунутими користувачами». У доповіді також продемонстровано опосередкований спосіб вивчення профільних фондів інших наукових бібліотек, який без особливих витрат часу дозволяє збирати інформацію для виявлення інформаційних лакун та обміну дублетними фондами, і може використовуватися як метод аналізу якості формування фонду бібліотеки, з точки зору його відповідності інформаційним запитам наукового та навчального характеру.


      Библиотека Крымского филиала Института археологии НАН Украины обладает уникальным собранием документов по истории и археологии Крыма [1]. Это собрание документов постоянно используется в научно-исследовательской деятельности специалистами филиала, которые к тому же очень активно способствуют пополнению фондов библиотеки в первую очередь теми материалами, которые отражают результаты их собственных научных достижений. А поскольку многие материалы публикуются в узко тематических сборниках и продолжающихся изданиях, выходящих в ближнем и дальнем зарубежье, то постепенно фонд библиотеки пополняется изданиями, которые ни в какие другие библиотеках Крыма в настоящий момент не поступают.

      Естественно, что все эти издания после соответствующей обработки представляются на книжных выставках «Новых поступлений» в библиотеке и на открытых просмотрах литературы тематического характера, посвящённых «Дням науки», постоянно организуемых Крымским научным центром. Например, выставка «Вузовская наука – академическая», приуроченная к юбилейным мероприятиям, проводимым в честь 90-летия Национальной академии наук Украины, и открытый просмотр литературы «Современные издательские проекты Национальной академии наук Украины».

     Параллельно вся информация об изданиях, представленных на выставках и открытых просмотрах, отражается на web-сайте филиала в рубрике «Научно-издательская деятельность» и на web-сайте библиотеки филиала в рубрике «Обязательный экземпляр» [3, 4]. Это отражение практически всегда идёт в расширенном варианте, то есть на многие издания информация формируется, выставляется и постоянно доступна в онлайновом режиме по следующей схеме:

  • библиографическое описание документа на русском, украинском и английском языках (при необходимости на немецком, греческом, французском, румынском и других языках мира);
  • аннотация на русском, украинском, английском, немецком языках и сведения о редсовете издания, художниках, протоколе, гранте или других особенностях издательского проекта;
  • полное содержание на языке издания и английском языке;
  • полное предисловие к изданию;
  • биобиблиографическая справка об авторе (авторах, чаще с фото);
  • резюме к изданию или к статье из сборника на немецком или английском языке;
  • уменьшенное фото издания (или основных рисунков, схем, карт, таблиц, ссылок, списков использованной литературы).

     Конечно, схема варьируется в зависимости от представляемого источника информации иногда в сторону увеличения и реже в сторону уменьшения объёма представленных выше рубрик. В совокупности вся эта дополнительная информационная работа по представлению особенностей документов, поступивших в фонд библиотеки филиала, позволяет другим категориям пользователей библиотеки, к которым в первую очередь относятся преподаватели исторических факультетов вузов Крыма, использовать данные сведения как дополнительные при формировании списков документов, рекомендуемых к изучению при написании курсовых и дипломных работ.

      Поэтому, несмотря на то, что студенты не являются основной группой пользователей библиотеки филиала, в осуществлении их первой научно-исследовательской деятельности им оказывается достаточно большой перечень информационно-библиографических, а в последнее время и информационно-технологических услуг. В целом это позволяет студентам многих вузов довольно быстро получить и изучить редкие научные документы, зачастую не имеющиеся более нигде в Крыму, например, по темам, которые приведены в 4 графе таблицы №1.


Темы запросов пользователей-студентов библиотеки КФ ИА НАНУ
(составлено согласно официальным письмам-обращениям)
Таблица №1
№ п/п

Вуз, факультет, кафедра

Курс и Ф.И.О.
Тема запроса и количество отработанных источников
1 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 4
Добровольская О. Г.
«Неандертальский человек в Крыму» – 9
2
ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков
6 Дворченко Н.В. «Памятники позднескифского искусства» – 8
3 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 3 Садыков Р.Р. «Боспор и Херсонес в гуннскую эпоху» – 4
4 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 5 Ракша Е.К. «История изучения позднекочевничих изваяний азиатских степей» – 7
5 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 5 Курбединова А.Э. «Архитектура Северо-Западного Крыма в античную эпоху» – 2
6 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 4 Блинова Н.Г. «Поливная керамика» – 11
7 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 4 Рубан М.П. «Защитное вооружение скифов. 7-4 вв. до н. э.» – 3
8 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 4 Мосейко Ю.Т.1.«Фиасы 3 в. до н.э. – 3 в. н.э. в античных городах-государствах Северного Причерноморья» –7
9 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 3 Ширшов Д. «Экономика эллинистического Херсонеса» – 26
10 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 3 Ислямов Э. «Античная историография Митридатовых воин» – 7
11 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 2 Денежук В. А. «Медицина в Северном Причерноморье в античную эпоху» – 29
12 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 2 Гусева И. А. «Раннесредневековые кочевники в Крыму» – 3
13 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 2 Свиридюк А. В. «Готы в Крыму» – 5
14 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 2 Черная С. Н. «Великая греческая колонизация» – 3
15 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 2 Османов Э. Э. «Бахчисарай 16-18 вв.» – 23
16 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 2 Боднар М. «Ислам. Мухаммед и арабское завоевание» – 2
17 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 3 Шпак М. М. «Херсонес перед Диофантовыми войнами» – 2
18 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 1 Бута Д. А. «История изучения позднескифской лепной керамики» – 4
19 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 1 Алиева Э. М. «Военное дело скифов» – 4
20 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 1 Денежный Р. А. «Векторы внешней политики Древнего Египта Нового царства (18-19 династии)» – 4
21 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 1 Березяк Ю. В. «Этническая принадлежность трипольцев» –3
22 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 1 Плужник П.Б. «Методика исследования археологических памятников» – 4
23 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 5 Кастрыгина Е. А. «Основные типы холодного оружия из скифских погребальных комплексов Северного Причерно-морья» –3
24 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 3 Власов В. В. «Население Крыма в римское время (историография вопроса)» – 4
25 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 1 Соснина Н. А. «Ранняя история византийско-славянских отношений (518-658 гг.): историография вопроса» – 3
26 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков
5 Мосейко Ю. Т. «Херсонесские стелы 6-1 вв. до н.э.» – 14
27 ТНУ. Ист. ф. Каф. ист. др. мира и ср. веков 5 Садыков Р. Р. «Генуэзские колонии» – 7
28 Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Отделение истории 2 Лесная Е. С. «Взаимоотношения генуэзских колоний в Крыму с татарами и княжеством Феодоро в 14-15 веках» – 2
29 НАПКС Арх.-строительный факультет. Кафедра Архитектура и ландшафты 1 Антоненко Е. В. «Древняя монументальная архитектура и зодчество» – 3
30 НАПКС Арх.-строительный факультет Кафедра Архитектура и ландшафты 1 Ибраимова А. Ш. «Памятники монументального градостроительства» – 2
31 НАПКС Архитектурно-строительный факультет. Кафедра Архитектура 1 Денежная А. А. «Парки-музеи как историко-археологические и архитектурные комплексы» – 7
32 ККЭУ Цикл. комис. гуманитарных. наук 3 Мишкун А. В. «Средневековый город-крепость Эски-Кермен» – 6
33 КГУ Историко-филологический факультет 6 Рудакова Д.С. «История изучения монет античного Крыма» – 5

      Ещё в настоящее время, в качестве мини-эксперимента, обслуживание студентов первых курсов (что является исключением из общих правил) начинается с ознакомления с общенациональным электронным информационно-полнотекстовым ресурсом, который только по историческим наукам включает в себя 25 тысяч библиографических записей и чуть менее тысячи полных текстов авторефератов диссертаций [7]. Далее следует рассказ о службе виртуальной библиографической справки наднационального уровня функционирования. Всё вместе позволяет очень быстро устанавливать контакты с «продвинутыми пользователями» и впоследствии осуществлять информационное обслуживание на взаимовыгодной основе с точки зрения внедрения компьютерных технологий и накопления научных электронных ресурсов.
     Хотелось бы обратить внимание коллег специалистов библиотек, занимающихся продвижени-ем новых технологий в библиотечную практику именно на эту часть информационной работы, которая обозначена нами как информационно-технологическая составляющая сервисных услуг. Эта часть обслуживания является для специалистов библиотеки филиала наиболее творческой и на наш взгляд наиболее перспективной, хотя надо признаться пока и наиболее трудоёмкой.
     Почему трудоёмкой, но перспективной? Дело в том, что перед тем, как с каждым студентом (а многие из них, как показала практика, затем становятся аспирантами или сотрудниками научных учреждений) начинается работа по предоставлению дополнительной информации, к нему предъявляются определённые требования, которые в конечном варианте заключаются в том, что он составляет список необходимых для работы источников несколько усложнённого характера, чем те, что приняты в обычной повседневной практике.

     В испрашиваемом списке должны быть указаны уже проработанные документы, обязательно с пометкой-шифром, указывающим на местонахождение в учебной или республиканской библиотеке (в Крыму их пять, из них три для взрослых), и выделены документы, которые не были найдены, но необходимы для качественной разработки темы. Если это документы более историческо-крымоведческого характера, то список предлагается проработать ещё и в главной краеведческой библиотеке Крыма – Научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена Крымского республиканского краеведческого музея, которая имеет в этом направлении очень большой целенаправленно формируемый фонд и справочно-библиографический аппарат [2].

     Эти требования, при достаточно аргументированной разъяснительной работе специалиста библиотеки филиала, не вызывают у студента возражений. Наоборот, он понимает, что ему помогают быстро изучить ведомственную структуру библиотек Крыма и особенности формирования специализированных фондов, что далее позволяет ему целеустремленно, согласно теме исследования, сконцентрировать внимание на работе с каталогами (в том числе электронными, доступными в онлайновом режиме) и тематическими библиографическими указателями. Но от библиотекаря в этой добавочной информационной работе, конечно же, требуется профессионализм, педагогические задатки и дополнительное время для изложения необходимых сведений, иногда совсем элементарных с точки зрения обслуживания пользователей сегодня. Например, чаще всего необхо-димо:

  • предоставлять адреса электронных каталогов в глобальной мировой сети, а затем объяснять систему поиска и особенности снятия информации с оных таким образом, чтобы не переделывать библиографических списков, предъявляемых к курсовым и дипломным работам;
  • пояснять правила цитирования;
  • объяснять правила оформления пристраничных примечаний;
  • разъяснять правила оформления иллюстративного и электронного приложения к научно-исследовательской работе;
  • многократно напоминать об авторском праве;
  • растолковывать понятие «интеллектуальная собственность» на электронном носителе ин-формации.

     В целом проводимые просветительские беседы помогают повышать общую библиографическую грамотность пользователя данной категории в нашей библиотеке, что при последующих информационных запросах снимает большую часть дублирования выполняемых для этой группы информационных работ.

    Немаловажно и то, что последовательно у пользователей осуществляется (к сожалению пока медленно, но всё же достаточно четко прослеживаемо) рост уровня технологической культуры в работе с источником, который учитывается нами в очень чётких и прагматичных целях сотрудничества с «продвинутым контингентом» в создании фактографических и тематических полнотекстовых баз данных. То есть, пользователь данной категории уже знает, что поскольку источник редкий, то допускаются только щадящие документ методы копирования (никаких ксероксов, только фотографирование) с обязательным сохранением созданной электронной копии на локальном автоматизированном рабочем месте специалиста, проводившего обслуживание.

     Он знает, что соблюдение авторского права обязательно при любом копировании и поэтому в любом источнике копирует только ту часть информации и в том объёме, который необходим в научном обороте материала (не более 30 % в одном источнике). Затем на основании информационного запроса из полученных копий создаётся фактографическая, адресная, тематическая или уточняющая электронная справка, которая кроме последующего повторного использования (а значит автоматического сбережения редкого документа) позволяет системно формировать и накапливать достаточно объёмный электронный ресурс, соответствующий фонду библиотеки филиала и отражающий самую востребованную его часть.

     Впоследствии этот электронный ресурс с одной стороны будет выполнять страховую функцию хранения информации, а с другой являться шаблоном-заготовкой для создания электронной библиотеки филиала со всеми необходимыми ей качественными параметрами используемых научных документов. То есть, текст будет распознан и сохранён в том формате, который необходим в работе именно с данным электронным документом. Естественно, каждый документ будет и частично уже (краткое описание-шаблон) подвергается аналитическо-синтетической обработке, что позволяет затем использовать его в формировании тематических баз дранных, даже тех, которые доступны на настоящий момент удалённо в онлайновом режиме [6].

     Правда объём последних пока ещё очень небольшой, потому что весь процесс распознавания и форматирования текста в формате html и легковесного jpg достаточно трудоёмок. Отступить же от общего принципа формирования web-ресурсов филиала невозможно [5], так как это значит понизить их качество, что естественно недопустимо для библиотеки научно-исследовательского учреждения относящегося к Академии наук Украины. Поэтому распознанные полнотекстовые ресурсы представлены в глобальной мировой сети пока точечно и прослеживаются чётко только в среде персонализированных биобиблиографических рубрик сотрудников филиала.

     Тем не менее, в этом направлении у Крымского филиала Института археологии НАН Украины появились первые достижения. В первую очередь, они подтверждаются общим числом посещаемости двух web-сайтов учреждения, а это более 50 тысяч просмотров на момент представления данного доклада. Во вторую, тем, что появились очные обращения к основному фонду библиотеки филиала у студентов из других регионов Украины и даже аспирантов из стран СНГ, которые изначально формулировались со ссылками на информацию, полученную о фонде через глобальную мировую сеть. Подтверждая это, во второй таблице, которая сформирована по принципу первой, приведём всего два, но достаточно ярких примера, которые по хронологическому промежутку запросов относится к первой декаде 2010 года.

Таблица №2.
1 ХНУ Исторический факультет 2 Лубенская Л. «Античная Керкинитида (3 в. до н.э.)» – 7
2 Институт истории АН РТ Аспирант Ахметов В.Р. «Татарская эпиграфика как историко-этнографический источник» –3

     Подобные примеры выполненных тематических запросов показывают, что наличие специали-зированных фондов библиотек научных учреждений является необходимой качественной информационной составляющей, как при первых опытах научного исследования у студентов вузов любой категории аккредитации, так и при подготовке работ, которые по своему статусу в последствии переходят в ранг научного наследия государства.

     В связи с чем хотелось бы в заключение обратить внимание коллег на проблемную часть данного доклада, которая заключается в том, что дублирование фондов многих близ находящихся библиотек далеко не всегда способствует их качественному хранению и использованию в информационном обеспечении учебного и научного процесса. И наоборот, отсутствие в целом регионе хотя бы одного источника по изучаемой теме значительно затрудняет (а с учётом финансового состояния современного общества иногда и навсегда закрывает) работу любого исследователя, особенно начинающего, над выбранной темой.

     Поэтому специалисты научных и специализированных библиотек должны с применением любых возможных на сегодняшний день методических и профессиональных решений, средств и способов изучать фонды своего профиля хранения в регионе и в государстве, тщательно и системно выявляя лакуны. Затем необходимо активизировать обмен выявленными дублетными документами с библиотеками из ближнего и, главное, дальнего зарубежья, что в целом кратно скажется на качестве сервисного обслуживания каждого пользователя библиотеки, занимающегося наукой или получающего образование в любом регионе Украины.

Литература
  1. Библиотека Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины : главная страница web-сайта : [Электронный ресурс] / авт. сост. Г. В. Ядрова ; Крымский филиал Института археологии НАН Украины. – Режим доступа : www/ URL: http://center.crimea.ua/library/index.htm/- 21.04.2010 г. – Загл. с экрана.
  2. Колесникова Н. Н. Вклад научной библиотеки «Таврика» в сохранение научного наследия по крымове-дению : [Электронный ресурс] / Н. Н. Колесникова. – Режим доступа : www / URL: http://conf.cpic.ru/ eva2007/rus/reports/content_1115.html/- 21.04. 2010 г. - Загл. с экрана.
  3. Научно-издательская деятельность : рубрика web-сайта : [Электронный ресурс] / авт. сост. Г. В. Ядрова ; Крымский филиал Института археологии НАН Украины. – Режим доступа : www / URL: http://center.crimea.ua/kfnanu/izdaniy.htm / - 21.04.2010 г. – Загл. с экрана.
  4. Обязательный экземпляр : рубрика web-сайта : [Электронный ресурс] /авт. сост. Г. В. Ядрова ; Крымский филиал Института археологии НАН Украины. – Режим доступа : www/ URL: http://center.crimea.ua/library/ index. htm/ – 21.04.2010 г. – Загл. с экрана.
  5. Ядрова Г. В. Опыт и особенности наполнения web-сайта научно-исследовательского института : [Элек-тронный ресурс] / Г. В. Ядрова // Материалы XVI Международной Конференции «Крым 2009 – Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 6–14 июня 2009. – Электрон. дан. – М.: ГПНТБ России, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Windows 2000 или выше. – Загл. с этикетки диска. – ISBN 978-5-85638-132-9. – № гос. регистрации 0320900806.
  6. Ядрова Г. В. Подходы к формированию Интернет-ресурсов научного назначения : [Электронный ресурс] / Г. В. Ядрова // Материалы XV Международной конференции «Крым 2008 – Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», Судак, 7–15 июня 2008. – Электрон. дан. – М.: ГПНТБ России, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Windows 2000 или выше. – Загл. с этикетки диска. – ISBN 978-5-85638-127-5. – № гос. регистрации 0320800989.
  7. Ядрова Г. В. Региональные информационные центры как форма ликвидации информационного неравенства / Г. В. Ядрова // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 11. – С. 14–17. – Библиогр. в конце ст. – 11 назв.
Список использованных сокращений
АН РТ – Академия наук Республики Татарстан
КГУ – Крымский гуманитарный университет
ККЭУ – Крымский колледж экономики и управления
НАПАКС – Национальная академия природоохранного и курортного строительства
ТНУ – Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского
ХНУ – Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина


Электронный оригинал доклада в pdf:

Ядрова Г. В. Роль библиотеки Крымского филиала Института археологии НАН Украины в информационно-документальном обеспечении учебного процесса в вузах Крыма [Электронный ресурс] / Г. В. Ядрова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы конф. – Электрон. дан. – М. : ГПНТБ России, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC, Windows 2000 или выше. – Загл. с этикетки диска. – ISBN 978-5-85638-139-8. – № гос. регистрации 0321000673.

страховая копия© автор
 
         
выставлено 7 июля 2010 г.
©Крымский филиал Института археологии НАН Украины
© Ядрова Г.В
.