МОНОГРАФИЯ
В.А. КОЛОТУХИНА
Колотухин
В.А. Горный Крым в эпоху поздней бронзы – раннем железном веке.
(Этнокультурные процессы)/ В.А. Колотухин; Крымский филиал Института
археологии НАН Украины. – Киев: Южногородские ведомости, 1996.–
160 с.: ил. – (Материалы по археологии Крыма). – Библиогр.: с.
90–97 (214 назв.). – ISBN 5-85654-055-7
В монографии Виталия Алекcандровича Колотухина
на основании анализа археологических и письменных источников
реконструируются этнокультурные процессы в горном Крыму на рубеже
двух обозначенных эпох. Впервые выдвигается и обосновывается тезис
о генетическом родстве горнокрымских племен, племенам – носителям
сабатиновской и белозёрской культур и о формировании кизил-кобинской
культуры на позднесрубной (сабатиновско-белозерской) основе. Однородность
синхронных памятников трёх ландшафтных зон Южного Крыма служит основанием
для вывода о монокультурности населения, которое с V в. до н.э.
фигурирует в сочинениях древних авторов под именем тавров.
Дополнительная
информация из введения к изданию (с. 3–4)
Переход
населения северопричерноморских степей на кочевые формы быта в начале
I тыс. до н. э. вызвал коренную перестройку культуры в плане ее
приспособления к изменившимся условиям существования. Одинаковый
образ жизни, подвижность и перегруппировки племен способствовали
быстрому распространению целого ряда элементов последней на огромной
территории. В первую очередь это касалось предметов вооружения и
конской сбруи, наиболее совершенные образцы которых становились
«интернациональными».
В
VII в. до н. э. степную киммерийскую культуру сменяет раннескифская;
для нее характерны уже иные типы вооружения и конского снаряжения,
а также «звериный» стиль в искусстве, в отличие от предшествовавшего
ему геометрического. Вследствие немногочисленности ранних кочевнических
памятников и их специфичности (погребения со стандартным набором
инвентаря), переломные исторические периоды воспринимаются в качестве
скачков, время как бы спрессовывается и фиксируется в двух точках
– до появления новаций и после их повсеместного утверждения, тогда
как становление культуры и этнокультурной общности, за исключением
случаев полной смены населения, представляет собой процесс. В деле
изучения этого процесса особое место принадлежит, благодаря наличию
поселенческих и погребальных комплексов и отсутствию хронологических
лакун, культурам оседлых племен, которые, составляя ближайшее окружение
кочевого мира, существовали в условиях постоянных контактов с ним.
Несмотря на различие хозяйственного уклада и этническую неоднородность,
единство исторических судеб северопричерноморских племен осознавалось
уже в древности, ярким свидетельством чего является новелла Геродота
о «собрании» басилевсов в канун нашествия персидского царя Дария.
Таким образом, изучение узколокальных образований, актуальное само
по себе, способствует освещению различных аспектов истории всего
Северного Причерноморья.
Сказанное
в полной мере относится к культурам горного Крыма финальной бронзы
– начала железного века. Поскольку история Южного Крыма начала железного
века, с которого начинается ее письменный период, это прежде всего
история кизил-кобинской культуры и племен, известных по письменным
источникам под именем тавров, то реконструкция этнокультурных процессов
целиком зависит от того, как решаются два вопроса: первый касается
генетической основы, времени и условий сложения названной культуры,
второй – ее отношения к таврам. Гипотеза Г. А. Бонч-Осмоловского
о принадлежности, выделенной им в 1921 г. кизил-кобинской культуры
ранним таврам, не получила в свое время единодушного признания,
а в последнее время в научной литературе доминировали работы, в
которых памятники дифференцируются на две группы – таврскую и кизил-кобинскую,
соотносимые с разными этносами. Однако при атрибуции конкретных
поселений и могильников точки зрения исследователей и здесь расходятся
самым существенным образом. В результате вопрос о происхождении
кизил-кобинской культуры и ее этнической атрибуции, а также вопросы,
касающиеся этнокультурной обстановки в Крыму накануне и в период
греческой колонизации, приобрели остродискуссионный характер.
Основная
причина, обусловившая эти и некоторые другие противоречия, заключается
в скудости письменных источников и слабой археологической изученности
горного Крыма, причем об эпохе поздней бронзы имелись довольно смутные
представления. В силу последнего обстоятельства кизил-кобинская
культура выглядела неким новообразованием, лишенным местных генетических
корней, что предопределяло популярность миграционных гипотез. После
выхода монографий А. М. Лескова «Горный Крым в первом тысячелетии
до нашей эры» (1965 г.) и X. И. Крис «Кизил-кобинская культура и
тавры» (1981 г.) накоплены новые материалы, относящиеся к началу
железного века, а также выявлены и частично исследованы поселения
и могильники эпохи поздней бронзы.
Расширение
источниковедческой базы в целом, выделение пласта сабатиновских
белозерских памятников в особенности позволяет подойти к рассмотрению
некоторых узловых вопросов древней истории Крыма с иных, иногда
нетрадиционных позиций или подвести фактологическую базу под некоторые
выводы предварительного характера.
Проведение полевых исследований и написание кандидатской диссертации,
послужившей основой настоящей работы, осуществлялось при активной
поддержке Сергея Николаевича Бибикова и Олега Ивановича
Домбровского.
Рис.
2. Карта памятников раннего железного века: 1.- поселения; 2 - могильники.
Рис. 57. Лепная лощеная посуда из степных подкурганных погребений.
Рис. 1. Карта памятниковэпохи поздней бронзы: 1 - поселения; 2- могильники.
|