|
Аннотация: В
монографии представлена полная коллекция предметов из золота
и серебра сарматской эпохи из фондов Волгоградского областного
краеведческого музея. Каталог изделий и предметов торевтики
из погребений сарматской культуры II в. до н. э. – IV в. н.
э. из фондов Волгоградского областного краеведческого музея
насчитывает 230 описаний (на русском и английском языке опубликован
на страницах семьдесят три – сто тридцать девять).
Монография
предназначается для историков, археологов, музейных работников,
преподавателей и студентов исторических факультетов вузов
и напечатана по решению Ученого совета Крымского филиала
Института археологии Национальной академии наук Украины.
Редакционный
совет: Айбабина Е.А., канд. ист. наук (отв. секретарь);
Бочаров С.Г., канд. ист. наук; Высотская Т.Н., д-р ист.
наук; Зайцев Ю.П., канд. ист. наук; Колотухин В.А., канд.
ист. наук; Колтухов С.Г., канд. ист. наук; Ланцов С.Б.,
канд. ист. наук; Могаричев Ю.М., д-р ист. наук; Мордвинцева
В.И., канд. ист. наук; Мыц В.Л., канд. ист. наук (председатель);
Петрова Э.Б., д-р ист. наук; Тесленко И.Б., канд. ист. наук;
Чабай В.П., канд. ист. наук.
Рецензенты:
Трейстер М. Ю., д-р ист. наук; Колтухов С. Г., канд. ист.
наук; Ланцов С. Б., канд. ист. наук.
Наша
справка:
В.И. Мордвинцева, старший научный
сотрудник Крымского филиала Института археологии НАН Украины.
В 1991 г. окончила Волгоградский государственный университет.
С 1 993 по 1995 гг. работала в отделе археологии ВОКМ. В
1 996 г. защитила кандидатскую диссертацию (античный отдел
ИИМК РАН, С.-Петербург). Автор более 70 научных работ, в
их числе монографии «Sarmatische Phaleren» (Rahden, 2001)
и «Полихромный звериный стиль» (Симферополь, 2003). |
Аннотация: Энциклопедия
содержит свыше 1600 словарных статей и является первым опытом
в создании крымского археологического словаря, включающего
одновременно материалы первобытной, скифо-античной и средневековой
археологии. Книга представляет собой справочник по археологическим
культурам, памятникам, археологам, археологический учреждениям
и изданиям.
Отдельные
статьи посвящены истолкованию археологической терминологии.
Богатый иллюстративный материал (76 рисунков и карт в тексте,
179 черно-белых и 22 цветные таблицы, 10 карт в приложении)
делает книгу определителем древностей для археологов и любителей
старины.
Рецензенты: А.И.
Айбабин, руководитель Крымского отделения Института востоковедения
НАН Украины, профессор кафедры истории древнего мира и средних
веков, доктор исторических наук; Э.Б. Петрова, профессор
кафедры истории древнего мира и средних веков, доктор исторических
наук; Е.А. Айбабина, ученый секретарь Крымского филиала
Института археологии НАН Украины, кандидат исторических
наук; С.Г. Колтухов, ведущий научный сотрудник Крымского
филиала Института археологии НАН Украины, кандидат исторических
наук.
Книга рассчитана на широкий
круг читателей – от студентов и школьников до профессиональных
археологов, на преподавателей, краеведов, туристов, всех,
интересующихся прошлым Крыма. |
Книга посвящена монастырям
Крыма, Украинской Православной Церкви. Авторами текстов
являются Т. Бобровский, А.Г. Герцен, протоиерей Н. Доненко,
Р.А. Замтарадзе, Г.К. Когонашвили, Ю.М. Могаричев, Е. Чуева,
В.Ю. Юрочкин, Л.А. Ясельская, Т. Ю. Яшаева.
В
подборе материалов участвовали учёные Крымского филиала
Института археологии Национальной академии наук Украины,
за оказанную помощь редакционная коллегия и издатели этого
тома в конце книги выразили глубокую благодарность.
Книга
имеет множество цветных фотографий и параллельный текст
на английском языке (перевод: Рыбин В.И. и Татаринцева Р.И.).
Дополнительная
информация из предисловия к изданию:
Книга
посвящена монастырям Крыма — местам, где по преимуществу
присутствует Божественная благодать, где быть святым нормально
и естественно, и в этом отношении является напоминанием
каждому, кто устремляет свой взгляд к Небу. Кто не забывает,
что святость всегда самоценность и самоцель и ее нельзя
использовать ни для чего, даже того, что представляется
возвышенным и достойным, не рискуя впасть в кощунство. Нередко
современные люди, лишенные героического чувства, забывают
о духовных основах жизни и уподобляются пыли, оторванной
от земли, но не вознесенной на небо.
Нетерпимость,
заигрывание со злом, увлечение чужими путями и ложными целями,
опыт насилия и смерти в нашей истории превзошел меру человеческого
терпения. И уже не может идти речь о вере в «человеческую
человечность» или гуманистические ценности, оторванные от
Бога. Людские страдания, как и сама жизнь, измеряются не
количеством перенесенного, а их соотнесенностью с Богом
и Его промыслом.
В поисках ответов, помимо
прочего, мы всматриваемся в прошлое глазами веры и видим
не только привычный ландшафт исторических руин прежних эпох,
взлеты и падения древних царств, но, в первую очередь, Свет
Христов, светящий даже во тьме и просвещающий всякого, кто
снимает ложную самозащиту и впускает в свое сердце Воскресшего
Христа.
На
заре нашей эры Крым посетил Первозванный апостол Андрей,
и наши предки впервые услышали слова о вечной жизни. По
свидетельству евангелистов Матфея и Марка, Христос призвал
Симона (будущего Петра) и брата его Андрея на Галилейском
море в тот момент, когда они забрасывали сети: «Идите за
Мной и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они
тотчас оставили свои сети и последовали за Ним» (Мк. 1,
17—18). Сделавшись, по слову Спасителя, ловцом человеков,
апостол Андрей многих в Крыму уловил для Царства Небесного.
А после ушел на север и, как оратель, взявшись за духовный
плуг, не оборачиваясь прошел всю нашу землю. Водружая на
киевских горах Крест, он предрек, что здесь воссияет Благодать
Божия. Евангельское слово апостола, напоенное Христовой
любовью, было брошено в добрую почву и проросло дивным цветом
неотмирной славы вначале в Крыму, а спустя тысячу лет от
им же основанной Константинопольской Церкви наши предки
трудом Великого князя Владимира, крестившегося в Херсонесе,
приняли истинную веру и начали правильно славить Бога. Именно
из Крыма на заре нашего исторического становления воссиял
невечерний свет Евангельского благоденствия и преобразил
душу народа Святым Духом. С тех пор как святой равноапостольный
князь Владимир, крестив Русь, оплодотворил ее Вечностью,
святые в течение многих веков подвигом и молитвою вплетали
в национальную душу небесные нити истинной веры, тем самым
помогая нам стать субъектами не только земной истории.
Но
Крым уникален еще и тем, что его христианский опыт начался
на десять веков раньше крещения Руси. Еще на заре нашей
эры, высланный из Рима святитель Климент нашел в Крыму около
двух тысяч христиан, осужденных, как и он, тесать камни
в горах. Римский епископ в положении раба продолжал действовать
как архиерей. В инкерманских скалах он расширил одну из
пещер, устроил в ней церковь, которая существует и поныне.
В 101 году священномученик Климент, Папа Римский, принял
мученическую кончину, тем самым подтвердив свою верность
Христу. Церковь растет на крови мучеников, и за ним последовало
великое множество христиан грядущих поколений. И уже в IV
веке, как новые звезды на христианском небе, явились священномученики,
епископствовавшие в Херсонесе Таврическом — Василий, Ефрем,
Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон. Украсившись
христианскими добродетелями, они освятили крымскую землю
своей мученической кровью и стали источником вдохновения
и образом подражания для последующих христиан Крыма, некоторых
из них мы знаем в лике прославленных святых — мучеников,
святителей и преподобных, а также для тех, кто остался незапечатленным
в исторической памяти, но также молится о нашей многострадальной
земле Богу.
Спустя
семнадцать веков, в том же Херсонесе, в 1997 году, на торжественном
Богослужении, состоявшемся под открытым небом на руинах
античного города, которое возглавил Блаженнейший митрополит
Киевский и всея Украины Владимир в сослужении десяти архиереев,
были прославлены новые крымские мученики, достойные подражатели
древних: священномученик Порфирий Гулевич, епископ Симферопольский
и Крымский, и священномученики Николай, Николай, Тимофей,
Елеазар, Димитрий, Иоанн, Андрей, преподобномученики Владимир
и Антоний. А позже были канонизированы и другие подвижники
благочестия, пострадавшие за исповедание истинной веры в
годы суровых гонений недавнего .прошлого. Так сохранилась
преемственность, и перед нашими глазами в одном ряду проходят
древние и новые святые, как бы замыкая цепь времен и покрывая
нас своими молитвами.
Имена
святых, в прошлом предаваемые забвению, возвращаются к нам
уже с новой неотмирной славой. Так вернулся к нам крымский
Святитель и Исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), вернулся
святыми мощами, которые находятся в Свято-Троицком женском
монастыре в Симферополе и почитаются всеми, даже за пределами
нашей родины, как неоценимое сокровище, ради благодати,
обитающей в них. Сожженная огнем Духа, плоть Святителя Луки
явились исцелением нашей живой и немощной плоти, и мы стали
неложными свидетелями неиссякаемого количества чудес.
Чтобы
выжить в эпоху новых соблазнов и потрясений, с новой силой
сокрушающих основы нашего духовного и культурно-исторического
бытия, мы должны обратиться к национальным святыням, восстановить
связь разорванных времен, своим существом развернуться к
Богу Милующему и Спасающему, дующему и Действительному в
любой отрезок истории, о чем на протяжении всех веков помнили
в крымских монастырях и о чем хочет напомнить эта книга.
Автор
предисловия
протоиерей Николай Доненко
|