|
|
|
ІV
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: СОЗДАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ДОСТУП»
СЕКЦИЯ
3:
"ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
РЕСУРСОВ: СПЕЦИАЛЬНАЯ КРЫМСКАЯ СЕКЦИЯ"
ДОКЛАД Г.В. ЯДРОВОЙ
Опыт
создания
электронных методических пособий по библиотечному делу
Аннотация.
В
докладе рассматривается крымский опыт создания методических
пособий на электронных носителях информации. Показана экономическая
эффективность данного метода распространения профессиональной
информации. Уделяется внимание общедоступному программному
обеспечению, применяемому для создания электронных коллекций
для библиотекарей. Приводятся примеры уже разработанных и
распространенных пособий среди библиотекарей, представляющих
не только Автономную Республику Крым, но и в целом Украину.
Для подтверждения необходимости создания методических пособий
на электронных носителях приводятся некоторые результаты анонимного
анкетирования, осуществляемого в рамках научного исследования
по изучению современных технологий в библиотеках высших учебных
заведений 1–4 уровня аккредитации.
Ключевые
слова: компакт-диски, методические пособия, информационные
центры
Сегодня
главная стратегия информационного общества состоит в подготовке
и создании будущего «общества знаний». Самое активное участие
в этом процессе должна принимать научная библиотека, так как
именно она является одним из основных социальных институтов,
обеспечивающих обществу доступ к информации, как на печатных,
так и на электронных носителях. При этом само общество должно
максимально содействовать развитию научных библиотек, по скольку
«без эффективного внедрения специально ориентированных, инновационных
технологий обработки и передачи информации» ни одна научная
библиотека не сможет эффективно вводить в оборот необходимые
обществу знания[1, 2].
Содействовать развитию библиотек
– это, в первую очередь, разработать стратегию её развития,
модернизировать её материально-техническую базу и провести
мероприятия по повышению квалификации, а иногда и переквалификации
ведущих сотрудников научных библиотек. Все перечисленные направления
требуют немалых финансовых затрат, которые пока наше государство
изыскивает и предоставляет в недостаточном объёме.
Именно поэтому необходимо учитывать,
что особенно ценным является опыт, который позволяет максимально
сократить финансовые затраты библиотек на повышение квалификации
сотрудников библиотек, являющихся методическими центрами или
выполняющими таковые функции в рамках реализации различных
программ и проектов. При этом особенно ценным является тот
опыт, который подобное повышение квалификации сопровождает
бесплатным распространением методических пособий на современных
носителях информации, что способствует их быстрейшему распространению
и применению в повседневной практике продвижения информационных
технологий в библиотеках, которые только приступают к автоматизации
своих основных технологических процессов.
На сегодняшний день среди таких
методических пособий можно назвать несколько, созданных в
Автономной Республике Крым. Это в первую очередь те пособия,
которые отвечают требованиям «долговременного хранения информации»
и формируются на настоящий момент на наиболее перспективных
носителях, так как последние обладают совместимостью со многими
типами устройств воспроизведения информации [3]. Подчеркнем
это положение. Так как мы знаем, что практически все библиотеки
имеют и формируют свой парк технических средств не в соответствии
с ГОСТами – таковых не существует – и даже не в соответствии
со своими финансовыми возможностями. Чаще всего он создается
с учётом внутренних условий, образовавшихся из конгломерата
компетентности руководителя, квалификации сотрудников, занимающихся
реализацией данной задачи и «наблюдателей», зачастую достаточно
активно сопротивляющихся её решению. Поэтому использование
компакт-дисков (CD, DVD), которые ещё к тому же на данный
момент являются «образцом надежности» для сохранения больших
объёмов информации, позволяет решить эту проблему. А когда
в структуре методического пособия на компакт-диске сразу предоставлены
ещё и многие полнотекстовые документы, то это зачастую является
очень убедительным и, главное, побудительным аргументом для
организации собственного электронного ресурса библиотеки.
С тематической точки зрения
наиболее интересными на наш взгляд являются методические пособия,
содержащие в себе не только тексты законов, положений, инструкций,
программ, статей (и т.д.), но и видеоряд, который демонстрирует
конкретную деятельность крымских библиотек в данном направлении.
Для подтверждения всего вышесказанного приведем несколько
конкретных примеров.
Пример первый.
Крымский
филиал Института археологии Национальной Академии Наук Украины
3 августа 2007 г. на базе своей научной библиотеки [4] провёл
научно-практический семинар «Изменение организации работы
академической библиотеки в современных условиях» [5]. Соорганизаторы
семинара: Центр информационных технологий МЦ «Крым» [6] и
Таврическая ассоциация интеллектуальной собственности подготовили
(и продемонстрировали) для участников семинара обширный информационный
пакет, включающий в себя документы на печатных и электронных
носителях.
Среди последних присутствует
информационное приложение на CD к докладу «Создание электронных
ресурсов научного назначения: программно-правовой аспект».
В структуру приложения входят следующие рубрики (и подрубрики):
-
главная страница (тема и контактная информация)
-
законодательство для библиотек (законы, постановления, программы)
-
другие документы (положения, инструкции, концепции, правила)
-
бесплатное программное обеспечение (информация о данном разделе)
-
программное
обеспечение для электронной библиотеки (GreenStone, Сервер
Apache, Java Runtime Environment, ImageMagick, Perl)
-
полезные программы (сервер PHP, Сервер MySQL, форумы, гостевые
книги)
-
о
семинаре (программа семинара, тезисы основных докладов, фотоальбом
участников семинара)
-
полнотекстовые приложения (книги, статьи, методические рекомендации)
Каждая
подрубрика имеет свою внутреннюю структуру, которая состоит
из перечня полнотекстовых документов, разрешенных законодательством
Украины и международным законодательством для некоммерческого
распространения и использования. Все перечисленные документы
представлены таким образом, что не требуют дополнительной
обработки при использовании.
Создано
информационное приложение на основе первого выпуска методического
компакт-диска «Информационно-компьютерные технологии в библиотеках
– многообразие решений», который был подготовлен для участников
межрегионального научно-практического семинара «Правовое регулирование
деятельности библиотек в современном информационном обществе»
(Симферополь, 22 июня 2006 г.) [7], но имеет ряд существенных
отличий и дополнений.
Первое,
в нём присутствуют «Рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО к Интернет-манифесту
(IFLA/UNESCO Internet Manifesto Guidelines)» (и другие документы),
которые, как ни странно, многим библиотекарям пока неизвестны
и недоступны.
Второе,
все присутствующие получили «приложение» сразу по окончании
основных докладов. Оно включало в себя видеоряд их собственного
индивидуального участия в мероприятии, что и было сразу продемонстрировано.
Это произвело определенный психологический эффект. Участники
были приятно удивлены тем, что они сразу получили в «приложении»
и максимально эффектный отчет о проделанной в рамках семинара
работе. Последнее помогло усилить положительное эмоциональное
восприятие обсуждаемых (сложных) вопросов на уровне лично-профессионального
общения. Результатом чего, сразу по завершении круглого стола
«Сотрудничество библиотек в условиях изменяющейся информационной
структуры», явилось решение трёх организаций о заключении
двухсторонних договоров об информационном сотрудничестве,
основная цель которых – повышение качества предоставляемых
услуг различным категориям удаленных пользователей.
Пример второй.
Интенсивное
развитие глобальной сети Интернет открыло практически ничем
неограниченные возможности для оперативного доступа к мировым
наднациональным и национальным информационным ресурсам. Но
техническое оснащение учебных библиотек и квалификация библиотекарей
не всегда позволяют в полной мере использовать возможности
гипертекстовых технологий.
Поэтому для снятия данной проблемы
и оказания методической помощи библиотекарям, занимающимся
самообразованием в области изучения информационно-компьютерных
технологий, Центр информационных технологий МЦ «Крым» подготовил
несколько сводных выпусков научного журнала «Культура народов
Причерноморья» на CD. Каждый выпуск содержит часть электронной
коллекции, входящей в Электронную Национальную библиотеку
Украины, представленную в открытом доступе по адресу http://www.nbuv.gov.ua/ellib/Crimea
Выбранный контент имеет строго
библиотечное направление и представляет особый интерес для
учебных и научных библиотек вузов. И это не голословное утверждение.
Дело в том, что начиная с первого специализированного библиотечного
выпуска [8] по девятый [9], одним из главных параметров, определяющим
качество выбранного для публикации материала, является его
соответствие поставленной перед авторами задачи, которая состоит
в совокупности инновационного и научно-практического подхода
в освещении проблем, решений и опыта, связанного с автоматизацией
учебных библиотек.
Всего в третий сводный выпуск,
о котором в данном случае идет речь, вошло более сотни полнотекстовых
материалов по библиотечному делу. Несомненный интерес представляют
включенные в него библиографические указатели (автор Дудченко
С.В. [10, 11]), которые сами по себе являются самостоятельными
электронными мини-коллекциями, так как содержат все полные
тексты описанных статей (более тысячи) и которые получили
высокую оценку пользователей [12].
Подготовлен CD для участников
Всеукраинского семинара-совещания библиотекарей профессионально-технических
учебных учреждений, который проходил 19 сентября 2007 года
на базе Симферопольского высшего профессионального училища
ресторанного сервиса и туризма (директор, к.п.н. М.И. Пальчук
[13]). На семинаре присутствовали представители всех областей
Украины. Тема семинара «Создание виртуальных информационно-консультационных
библиотечных центров».
Необходимо отметить, что перед
тем как участники получили компакт-диск, они в реальном режиме
познакомились с тем же самым материалом, представленном в
глобальной мировой сети. Демонстрация ресурса сопровождалась
пояснениями, которые объясняли слушателям проблемы авторского
права и деловой этики, что само по себе являлось дополнительной
методической помощью, которая осуществлялась в рамках семинара
сотрудниками центра.
Кроме того, с участниками семинара
были проведены и другие консультации по использованию полнотекстового
ресурса на электронных носителях. Особенное внимание было
уделено вопросам использования интеллектуальной собственности
зафиксированной на электронных носителях. Так, каждый из получивших
сводный выпуск, расписался в заранее подготовленном документе,
где подтвердил, что он осведомлен о правилах использования
информации «только в учебных и научных целях» для цитирования
и обязуется не допускать её коммерческого использования.
Одним из интересных моментов,
предварившим проделанную работу, стало анонимное анкетирование
(было задано 26 вопросов и обработано 31 анкет), которое было
проведено автором доклада до начала вышеописанных консультаций.
Анкетирование показало, что основная часть сотрудников библиотек
пока не приступила к созданию своего собственного информационного
ресурса (только четыре библиотеки начали создавать электронный
каталог) и всего одна библиотека имеет свой сайт. Но полнотекстовые
ресурсы в локальной сети учебного учреждения используются
достаточно активно и присутствуют более чем в 50 % учебных
библиотек (см.: таблица № 1).
Таблица №1
«Виды и количество имеющихся учебных материалов на электронных
носителях»
(результаты анонимного анкетирования представителей 31 библиотеки)
Вид
электронных документов |
Количество
документов |
Методические
пособия на дискетах |
17 |
Методические
пособия на CD |
15 |
Учебные
пособия на CD |
15 |
Учебные
пособия на DVD |
17 |
Приведенные
в таблице цифры подтверждают, что одним из факторов, который
интенсифицирует модернизацию материально-технической базы
библиотеки, является наличие в оных методических, учебных
(и других) материалов различного назначения (в том числе профессионального
для педагогов и библиотекарей) на электронных носителях. Этот
вывод подтверждается и следующим наблюдением:
в основном в анкетах, где было показано наличие всех видов
учебных материалов на электронных носителях, параллельно были
даны положительные ответы на наличие программного обеспечения
и профессиональной компьютерной техники.
Список
использованных источников
1.
Воскобойникова-Гузева Е.В. Библиотековедческие исследования
НБУВ в контексте инновационного развития научных библиотек
[Электронный ресурс] / Е.В. Воскобойникова-Гузева // Б-ки
нац. акад. наук: пробл. функционирования, тенденции развития.
– К., 2005. – Вып. 3. – С. 17–24. – Библиогр.: 9 назв. – рус.
– Режим доступа: URL: http://www.nbuv.gov.ua
/articles/ 2005/05vevrnb.html (проверено 20. 9. 2007г.)
2. Воскобойнікова-Гузєва О.
Соціально-професійна структура наукової бібліотеки: тенденції
змін [Електронний ресурс] / О. Воскобойнікова-Гузєва // Бібл.
вісн. – 2002. – N 5. – С. 12–17. – Бібліогр.: 13 назв. – укp.
– Режим доступа: URL: http://www.nbuv.gov.ua
/articles/2002/02ovvsps.zip (перевірено 20. 9. 2007 г.)
3. Петров В.В. Новейшие технологии
долговременного хранения электронных информационных ресурсов
[Электронный ресурс] / В.В. Петров, А.А. Крючин, С.М. Шанойло
// Б-ки нац. акад. наук: пробл. функционирования, тенденции
развития. – К., 2005. – Вып. 3. – С. 101–108. – Библиогр.:
15 назв. – рус. – Режим доступа: URL: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2005/05pvveir.html.
(проверено 20. 9. 2007 г.)
4. Научная библиотека Крымского
филиала Института археологии Национальной Академии Наук Украины.
[Электронный ресурс] // Официальный сайт НБ КФ ИА НАН Украины.
– Режим доступа: URL: http://center.crimea.ua
/library/. – Заголовок с экрана. (проверено 20. 9. 2007
г.)
5. Научно-практический семинар
«Изменение организации работы академической библиотеки в современных
условиях»: Программа, тезисы докладов [Электронный ресурс].
– Режим доступа: URL: http://center.crimea.ua/library/ceminar_avguct_2007.htm.
– Загол. с экрана. (проверено 20. 9. 2007 г.)
6. Ядрова Г.В. Региональные
информационные центры как форма ликвидации информационного
неравенства / Г.В. Ядрова // Научные и технические библиотеки.
– М., 2005. – №11. – С. 14–17. – Библиогр. в конце ст.: 11
назв. – Режим доступа: URL: http://www.nbuv.gov.ua/ellib/
crimea/ Jadrova/text/ntb11_14-17.pdf. (проверено 21. 9.
2007 г.)
7. Ядрова Г.В. Новые формы использования
информационно-компьютерных технологий в методическом обеспечении
библиотек вузов в Крыму / Г.В. Ядрова // Инновационные технологии
в образовании: Материалы третей международной научно-практической
конференции, Алушта, 22-24 сентября 2006 г. – Симферополь,
2006. – С. 49–52. – Библиогр.: 11 назв. – Режим доступа: URL:
http://www.nbuv.gov.ua
/ellib/crimea/ conf_2006/yadrova1.djvu. – (проверено 22.
9. 2007 г.)
8. Полный текст I специализированного
библиотечного выпуска [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
URL: http://www.nbuv.gov.ua
/Articles/KultNar/40 (проверено 20.9.2007 г.)
9. Полный текст IX специализированного
библиотечного выпуска [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
URL:http://www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/98t2/ (проверено
20. 9. 2007 г.)
10. Дудченко С.В. Библиографический
указатель статей научного журнала «Культура народов Причерноморья»
/ Авт.-сост. С.В. Дудченко // Культура народов Причерноморья.
– Симферополь: Межвузовский центр «Крым». – 2005. – №60. –
Т.2. – 199 с. – Режим доступа: URL:http://www.nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp60_2/60t2.pdf.
(проверено 20. 9. 2007г.)
11. Дудченко С.В. «Библиографический
указатель статей научного журнала «Культура народов Причерноморья»
/ С.В. Дудченко //Культура народов Причерноморья. – Симферополь:
Межвузовский центр "Крым", 2006. – N72. – 351 с.
– Режим доступа: URL: http://infolib.crimea.ua/about72.htm.
(проверено 20. 9. 2007 г.)
12. Каврайський В. Новий тип
бібліографічного покажчика: Рецензії /В. Каврайський. // Вісник
книжкової палати. – 2006. – № 5. – С. 13–14
13. М.И. Пальчук: Персональная
web-страница. – Режим доступа – URL:http://www.nbuv.gov.ua
/Articles/ KultNar/ avtory/palchuk/palchuk.htm (проверено
21. 9. 2007 г.)
Контактная
информация
Крымский филиал Института археологии Национальной академии наук
Украины, 95007, г. Симферополь, пр. Вернадского, 2, тел./факс
(0652) 549-116
Центр информационных технологий Межвузовского центра "Крым",
95007, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4, к.321 а Тел.:
(0652) 63-75-64; факс: (0652) 23-23-10
|
|
|