КАРТА САЙТА


 

 

НАША ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

А.В. Джанов
Крымский филиал
Института археологии НАН Украины

Гончарные печи XIV-XV вв. на ремесленном посаде Сугдеи



     Поливная керамика позднего средневековья является наиболее ярким признаком для характеристики материальной культуры того или иного региона. Керамическое производство столовой поливной посуды четко реагировало на изменения этнического и культурного характера. В его развитии нередко отражаются события исторического плана, местного и глобального масштаба. Технологическая база этого периода позволяла ремесленникам достигать виртуозного уровня мастерства изготовления посуды.

     Разработка конкретных данных о локальном керамическом производстве в отдельных центрах Черноморского региона во многих случаях облегчает решение задач по исследованию культурных связей и торговых контактов в XIII-XV вв. Сугдея в этот период была одним из крупнейших поствизантийских городских центров в Северном Причерноморье. Ее население составляло в середине XIII в. более 8 тыс. жителей. Местная потребность в столовой посуде не могла удовлетворяться только за счет привозной керамики, как это было в IX-XI вв. В городе процветало собственное керамическое производство, что и подтвердили раскопки 60-х - 90-х гг. На ремесленном посаде Сугдейского городища.

     В 1964 г. при строительстве спального корпуса пансионата ЛЖД были открыты остатки гончарной печи (Фронджуло, 1974, с. 147) (рис. 1). Они были обнаружены в борту траншеи фундамента, исследовались руководителем Юго-восточного отряда КАЭ ИА АН УССР М.А. Фронджуло*. Раскопками зафиксированы остатки топочной камеры печи (рис. 1). Она относится к типу печей с одним центральным топочным каналом. Он прослежен на длину 1,25 м, ширина составляла также около 1,25 м. Задняя часть печи уничтожена при строительных работах. По краям от центрального находились боковые каналы размером 30 х 28 см. С левой стороны печи сохранились три боковых канала. Судя по размерам сохранившейся части печи, с каждой стороны их было по четыре. Высота сохранившейся части топочной камеры составила около 55 см. Нижняя часть ее была вырублена в материковой глине на 40 см. Стенки печи, поставленные на край вырубленной ямы, представляли собой однородную прокаленную глиняную массу. Под обжигательной камеры и вся верхняя часть печи разрушена еще в древности. В торцовой стенке находилось топочное отверстие почти круглой формы диаметром 39 см. Дно топки было засыпано слоем золы и пепла мощностью! 5 см, выше которого лежала глина - продукт разрушения печи (20 см), форма и устройство гончарного горна являются обычными для Крыма. Близкие по конструкции сооружения известны с IX в. в Восточном Крыму (Новый Свет, в 5 км к западу от Сугдеи) и Херсонесе (Якобсон, 1950, с. 159). Перед устьем печи материк был вырублен до уровня пода.

     К северу от гончарной печи расчищен фундамент стены длиной 2,43 м и высотой 0,78 м. Вероятно, эта стенка являлась подпорной и поддерживала бровку площадки, снивелированной перед топкой печи. Аналогичные конструкции известны у гончарных печей XVII квартала Херсонеса (Якобсон, 1950, с. 159). Вблизи топочного отверстия найдено 10 фрагментов форм-штампов для формовки сосудов со штампованным орнаментом (рис. 2). Они изготовлены из розовой глины. Формы представляли собой полусферы, на внутренней поверхности которых различными штампами был нанесен сложный врезной орнамент. Он состоял из зон, разделенных прямыми линиями, образовывавшими треугольники. Внутри находились мелкие изображения цветков, звезд, кружков, окружностей, овалов. На трех фрагментах форм в концентрических зонах орнамента нанесены линии змеевидной формы. Изготовлявшиеся в мастерской сосуды представляли собой кувшины с шаровидным туловом на кольцевом поддоне с узким, высоким горлом. Орнамент покрывал только тулово кувшина. Оно формовалось из двух половин, изготовлявшихся отдельно. Глина накосилась ровным слоем на внутреннюю поверхность формы. После извлечения обеих половин их соединяли, отчего на внутренней поверхности тулова оставался толстый шов, толщиной превышавший стенки сосуда в два-три раза. Только после этого к тулову присоединялось гордо, а в месте соединения обычно оставался декоративный валик. Масса таких сосудов известна в культурных слоях золотоордынской Сугдеи (конец 20-х - 60-е гг. XIV в.), Солхата и Херсонеса (Ар. Ист. в Кр., 1994, с. 234). От солхатских они отличаются глиной. Как и для других видов столовой керамики в Сугдее применялась добывавшаяся из морских террас четвертичного периода местная глина, которая при обжиге давала плотный черепок светло-оранжевого или серо-желтого цвета. В глиняной массе судакских сосудов обычно отсутствуют примеси шамота, встречающиеся в сосудах, изготовленных в Солхате и (в меньшем количестве) Каффе.

     Традиция изготовления сосудов со штампованным орнаментом возникла еще в античности, проникла в Восточную Европу из Средней Азии и Закавказья. Здесь такие сосуды получили большое распространение в XII - XIII вв. После основания золотоордынских городов в Поволжье, туда переселяются (принудительно или самостоятельно) ремесленники, знакомые с процессом их изготовления. В городах Золотой Орды, в том числе и Солхате, известно большое количество штампованных кувшинов, поливных и неполивных (Кверфельд, 1947, табл. II, с. 87).

     Во второй половине 20-х гг. XIV в. Сугдея полностью переходит во власть эмира Крыма. К началу 30-х гг. город покидает греческое население. Одновременно его заселяют мусульмане. Среди переселенцев были, скорее всего, и гончары, которым пришлось налаживать производство керамики в городе. Не ранее этого времени и начинается производство штампованной посуды в Судаке. Золотоордынским периодом следует датировать и открытую в 1965 г. печь по ее производству.

     В 1974 г. на посаде Сугдеи Фронджуло был открыт и исследован целый комплекс гончарных печей, расположенный в 120 м к западу от линии крепостных стен на водоразделе двух глубоких балок. Место, где были построены печи, представляло собой довольно крутой склон холма, участок которого был снивелирован при сооружении горнов (рис. 3). В стратиграфии присутствует два слоя выброса глины мощностью около 30 см.

     В северной части раскопа находилась постройка размером 10,5 х 4,0 м при толщине стен от 50 до 70 см. Хорошо сохранились ее северная и западная стены, от восточной и южной остались лишь небольшие фрагменты. В северной стене зафиксирован дверной проем шириной 1 м. В южной находилась ниша шириной 80 см и глубиной 40 см. В восточной части постройки раскопаны два тандыра диаметром 65 и 70 см. К юго-востоку от нее обнаружены два вкопанных в материк пифоса: один реберчатый, другой - гладкостенный.

     Гончарные печи находились к югу от постройки. Комплекс состоял их четырех печей, размещенных на очень ограниченной площади (не более 4,5 х 3,0 м). Одно это уже говорит о том, что они относятся к разным периодам. Вероятно, их было два, чему соответствует два слоя глины в стратиграфии участка к востоку и западу от печей.

     Печь № 1. Прямоугольной формы со скругленными углами (размер по внутреннему периметру 1,00 х 0,65 м). Хорошо сохранилась топочная камера высотой около 30 см и под обжигательной камеры. Нижняя часть топочной камеры вырублена в материковой глине. В поде печи (толщина 12 см), вблизи задней стенки сохранились три продуха диаметром 7 см. Передняя часть пода и свод устья обрушились. Возможно, в этом месте было еще несколько продухов. Задняя часть обжигательной камеры, вырубленная в материке, представляла собой сильно прокаленную глину и сохранилась на высоту до 80 см. Стенки свода камеры частично сохранились по бокам горна и имели толщину около 15 см.

     Печь № 2. Имеет те же размеры, что и предыдущая. Передняя часть пода обжигательной камеры разрушена. В сохранившейся части зафиксированы шесть продухов диаметром 7 - 8 см, в левом переднем углу - еще один. Устье топки - круглое, диаметром 23 см. Западная стенка печи является смежной с печью № 1, что говорит, очевидно, о разновременности горнов. Учитывая, что под печи № 2 расположен на 30 см выше пода печи № 1, можно утверждать, что она относится ко второму периоду функционирования мастерской.

     К первому периоду, судя по всему, относится и печь № 3. Она подквадратной формы, с сильно скругленными углами. Ее размер 1,90 х 1,95 м. Сохранилась топочная камера, высота ее к моменту раскопок составляла около 90 см. Стенки передней части имели толщину 30 -- 45 см. Устье круглой формы диаметром 35 см. Топка сложена из глины. В ее заднюю стенку для лучшей теплоизоляции вмазаны фрагменты стенок пифоса. Под и сама обжигательная камера не сохранились. Печь № 3 расположена к юго-западу от предыдущей, по конструктивным особенностям она аналогична первым двум. Соответствуют им и параметры горна. Под обжигательной камеры сохранился над центральной частью топки, сложен из глины с применением черепков пифосов и камней. Сохранились три продуха диаметром 7 см. Устье было обращено на запад.

     В заполнении печей № 1 и № 2 были найдены треугольные подставки - сипаи со следами поливы. Поливные сосуды были продукцией данной мастерской. Об этом свидетельствуют многочисленные их обломки в заполнении печей. Представление о производившейся в ней посуде дают находки в заполнении ямы № 1 в западной части раскопа. Первая из них представляет собой тарелку на кольцевом поддоне (диаметр дна - 6,2 см, диаметр верха - 15,2 см, высота - 8,0 см), покрытую желтой прозрачной поливой (рис. 4.3). Внутренняя часть ее украшена орнаментом сграффито, заключенным в круг. Широкие косые линии, обрамленные двойной врезной линией, расцвечены зеленой и коричневой глазурью, между ними помещены спиральные завитки. На нижней части тарелки сохранились знаки, очевидно, метки, процарапанные мастером, - крест и тамгообразный знак в виде трезубца. Две тарелки сходных пропорций (первая: диаметр дна - 6,4 см, диаметр верха - 13,8 см, высота - 7,5 см; вторая: диаметр дна - 5,9 см, диаметр верха - 14, 2 см, высота - 7,4 см) без орнамента покрыты поливой желтого цвета (рис. 4.4, 5). Небольшая пиала (диаметр дна - 3,20 см, диаметр верха - 8,92 см, высота - 5,70 см) имеет почти правильную биконическую форму (рис. 4.10). Внутри и снаружи венчика ангоб прорезан двумя концентричными линиями. Под венчиком снаружи нанесен пояс, состоящий из двух изогнутых врезных линий, расцвеченный коричневой глазурью. Кроме того, найден небольшой кувшинчик с отбитым венчиком, политый снаружи зеленой поливой (диаметр дна - 4,8 см, диаметр тулова - 8,0 см, высота - 11,6 см, диаметр горла - 2,6) (рис. 4.6). Такие сосуды в Сугдее иногда использовались как светильники. Характерной особенностью судакской поливной посуды является формовка кольцевого поддона. Он формовался уже после изготовления основного объема сосуда. На дно чаши или тарелки лепился комок глины. А из него уже вытягивался кольцевой поддон. Лишний слой глины вокруг поддона, образовавшийся после этого, срезался ножом. Следы этого ножа видны почти на всех сосудах, которые по характеру глины можно отнести к местным. Толщина стенки сосуда внутри кольцевого поддона больше, чем снаружи, что также является результатом местного способа формовки поддона, в отличие от Солхата и других крымских центров.

     Для датировки всего комплекса очень важна находка фрагмента люстровой чашечки испанского производства, найденной в хозяйственной яме вместе с местной поливной посудой (рис. 4.9). Она датируется первой половиной XV в.

     Вблизи гончарных горнов были найдены также многочисленные фрагменты столовой посуды, разбитой после обжига. На них был только прорезанный по ангобу орнамент сграффито. Для первого обжига, скорее всего, использовалась печь № 3, которая больше всех остальных. Обжиг поливы требовал более высокой температуры, чем обжиг глины, а она более надежно поддерживалась в меньших печах (Сайко, 1982, с. 131 - 139). К тому же в них можно было более тщательно регулировать нагрев и остывание, что являлось залогом качества изделий.

     Мы не имеем почти никаких данных об организации гончарного ремесла в Сугдее. Следует отметить лишь, что, возможно, в городе имело влияние традиционное византийское городское и строительное законодательство. В трактате Юлия Аскалонита, вошедшем составной частью в сборник законов XIV в. Константина Арменопула, сказано, что гончарные мастерские размещаются обычно вне городских стен и с тем условием, чтобы искры из топки не могли привести к пожару в городе (Сюзюмов, 1960, с. 19 - 20). В этом случае учитывалось основное направление ветра в данной местности. Господствующие ветры в районе Сугдеи дуют с востока на северо-восток. Гончарные мастерские здесь были размещены на запад и северо-запад от городской территории. Это касается и открытой в 1994 г. при земляных работах еще одной керамической мастерской XIV в.


Литература
  1. Кверфельд Э.К. Керамика Ближнего Востока. - Л., 1947.
  2. Сайко Э.В. Техника и технология керамического производства Средней Азии в историческом развитии. - М., 1982.
  3. Сюзюмов М.Я. Трактат Юлия Аскалонита // АДСВ. - Свердловск, 1960. - Вып. 1.
  4. Фронджуло М.А. Раскопки в Судаке // Феодальная Таврика. - К., 1974. - С. 139-150.
  5. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес // МИА. - М., 1950. - № 17.

Примечания
* Автор выражает глубокую признательность М.А. Фронджуло за предоставленные для публикации материалы.