Хропач
А. Н. Библиотечные комплексы как перспективные формы обслуживания
промышленных коллективов / А. Н. Хропач // Рациональное размещение
и использование библиотечных ресурсов в УССР : сборник научных
трудов / ред. : А. П. Корниенко, Л. З. Амлинский, А. Н. Макарова,
Г. Г. Савенок, Ж. С. Каминская. – К., 1987. – С. 40-46.
Для решения больших и сложных задач,
вытекающих из программы построения коммунистического общества,
конкретных ланов социально-экономического развития стран требуется
резкое повышение научно-информационного потенциала предприятий
и эффективное использование их библиотечно-библиографических ресурсов.
Необходимо объединить и согласовать усилия библиотек и органов
НТИ в обслуживании трудовых коллективов, обеспечить комплексность,
эффективность идейно-политического, трудового, нравственного воспитания
на предприятиях. С точки зрения построения единой общегосударственной
системы библиотечного обслуживания состояние организации обслуживания
промышленных коллективов требует особо пристального внимания,
поскольку именно здесь находится передний край социально-экономического
развития страны.
Исследование харьковскими библиотековедами состояния взаимодействия
библиотек разных типов и видов в промышленной сфере в целях разработки
механизма формирования библиотечных комплексов на педприятиях
и в производственных объединениях подтвердило справедливость концепци,
состоящей в том, что основными направлениями дальнейшего совершенствования
библиотечного обслуживания являются концентрация библиотечных
ресурсов и специализация всех звеньев единой библиотечной системы.
Данные процессы могут быть реализованы при условии устанения неоправданного
распыления ресурсов, несогласованности действий библиотек различных
типов и видов, преодоления проявлений косности и бюрократизма,
ведомственности и местничества.
Особое
значение упорядочения библиотечного обслуживания в производственной
сфере определяется местом и значением промышленности в народном
хозяйстве страны, ведущей ролью рабочего класса и технической
интеллигенции в решении задач научно-технического прогресса.
Библиотеки
промышленных предприятий представляют собой совокупность специфических
учреждений, призванных решать общую задачу, – наиболее полно удовлетворять
потребности трудовых коллективов в литературе и информации, прежде
всего производственной тематики.
Специфические характеристики этого совокупного вида библиотек
состоят в том, что каждая из заводских библиотек (ЗБ) является
частью определенной отраслевой, ведомственной, региональной библиотечной
системы одновременно. При дифференциации сети ЗБ по принципу «регион-отрасль»
четко проявляется эта особенность, так как составляя неотъемлемую
часть библиотечной сети региона, они непосредственно входят и
в отраслевую, и в ведомственную сети (особенно это касается специальных
библиотек – НТБ, спецфондов, некоторых учебных библиотек).
Своеобразие положения ЗБ в сыере
производства материальных благ определяет их явно выраженные особые
свойства в рамках реализации общебиблиотечных функций. К таким
функциям относится прежде всего то, что ЗБ представляют собой
своеобразную подсистему в системе производства и науки, являются
особым «цехом», участвующим в процессе социально-экономического
развития предприятий.
Среди библиотек разных типов и видов заводские читатели отдают
предпочтение заводским библиотекам. Основными мотивами их обращения
в ЗБ являются производственные потребности (34%) и общественная
деятельность (33% всего массива запросов).
Обслуживая
единый трудовой коллектив, выполняя общебиблиотечные функции и
решая общие задачи, ЗБ подчинены разным ведомствам. Это обстоятельство
приводит к обособленности ЗБ, порождает ведомственные барьеры
в библиотечном деле на предприятиях. Не имеют они и общей материально-технической
базы, управленческой основы. Эти и другие негативные явления снижают
эффективность библиотечной работы в производственной сфере.
Как
показали исследования по проблемам библиотечного обеспечения промышленного
производства, проведенные Киевским (1974 г.), Харьковским (1984
г.) институтами культуры, библиотечная пропаганда и информация,
их организация и методика не отвечают современным требованиям.
Именно здесь, на стыке регионального отраслевого обслуживания,
наиболее четко просматриваются недостатки современной организации
библиотечного обслуживания и необходимость в его принципиальных
преобразованиях. Данное несоответствие объясняется, прежде всего,
нерациональным использованием имеющихся на предприятиях библиотечно-информационных
ресурсов. Как правило, заводские библиотеки разных типов и видов
функционируют разобщенно и несогласованно, что приводит к сужению
их деятельности, параллелизму и дублированию в работе.
Материалы
исследования свидетельствуют о том, что на средних и крупных промышленных
предприятиях сосредоточены мощные библиотечные фонды – средняя
книгообеспеченность работающих достигает 30 книг, а читателей
– 128 экземпляров! За столь высокими показателями кроется нерациональное
расходование народных средств. Дублирование изданий по технике
в разных ЗБ равно 52,6%, экономике – 39,6%. Кроме того, 50% вышли
в свет в 1970-1975 годах. Поэтому использование фондов характеризуется
низкими показателями (обращаемость в среднем – 1,1).
В
этих условиях читатели часто не находят нужной литературы, даже
пользуясь одновременно несколькими библиотеками предприятий и
региональной сети. А это, в свою очередь, приводит к дублированию
количества читателей в ЗБ, которое достигает 45,5%. Суммированное
число читателей относительно единой регистрации составляет 283%.
В 72,7% заводских библиотек стоимость обслуживания одного абонента,
без учета накладных расходов, составляет более 2 руб. в год. Это
очень дорого.
Главными причинами обособленности
и замкнутости этих библиотек являются: стихийное развитие заводской
библиотечной сети; различная ведомственная принадлежность; отсутствие
единого управления их деятельностью в рамках предприятия; традиционная
ориентация их на самостоятельность в формировании и использовании
ресурсов; психологические барьеры во взаимоотношениях коллективов
разных библиотек; производственное толкование роли той или иной
библиотеки в обслуживании трудящихся; рутинное понимание задач
и функций разных библиотек; недопонимание целей и преимуществ
современной работы и др.
В
связи с этим назрела необходимость в концентрации библиотечных
ресурсов на предприятиях, объединении всех заводских библиотек
в единый комплекс, действующий на организационных, функционально-технологических
и методических основах. Перспективы развития промышленности не
дают основания считать закономерным и рациональным существование
сети обособленных библиотек в рамках единого производства. Поскольку
трудовые коллективы являются не только основной ячейкой общественного
производства, но и ячейкой общества, построение общегосударственной
системы библиотечного обслуживания трудящихся должно начинаться
на низовом уровне библиотечных сетей, то есть на предприятиях.
Основными
общими предпосылками и факторами интеграции ЗБ различных типов
и видов являются: общегосударственная тенденция к концентрации
ресурсов; преодоление в их деятельности узковедомственных тенденций
и местничества; реализация ленинского принципа общедоступности
советских библиотек; единство целей и задач разных библиотек;
необходимость в ликвидации существующих противоречий между формированием
и использованием библиотечных ресурсов, между растущими и усложняющимися
запросами производства и возможностями их удовлетворения библиотеками,
между ведомственным характером использования библиотечных ресурсов
предприятий и сохраняющейся ведомственной организацией библиотек
и др.
В
числе частных факторов библиотечной интеграции следует назвать,
прежде всего, потребность читателей в комплексном, систематизированном
обслуживании; необходимость в обеспечении соответствия фондов
и справочно-библиографического аппарата библиотек профилю производственной
и общественной деятельности трудовых коллективов; потребность
в единой заводской справочно-информационной службе, упорядочении
управления библиотечным делом в рамках предприятий, повышении
экономической эффективности библиотечного обслуживания, научной
организации труда библиотекарей, в организационно-методическом
обеспечении библиотечной работы на предприятиях.
Чтобы
повысить социальную роль и эффективность деятельности библиотек
в сфере производства, необходимо на основании изучения работы
существующих библиотечных сетей определить оптимальные варианты
организации библиотечного обслуживания с учетом тенденций и особенностей
развития предприятий.
Однако
нельзя утверждать, что ресурсы ЗБ могут в полной мере удовлетворять
потребность трудовых коллективов в литературе и информации производственной,
а тем более иной социальной тематики. Поэтому к обслуживанию трудящихся
по месту работы должны привлекаться, кроме ЗБ, и другие библиотеки
разных типов и видов, функционирующие в регионе. Эти библиотеки,
особенно межотраслевые и универсальные, формирующие свои фонды
с учетом социально-экономического профиля обслуживаемых регионов,
со своей стороны сами стремятся к повышению уровня и эффективности
использования своих ресурсов, в том числе и находящимися на их
территории предприятиями.
В
связи с этим можно выделить четыре типа библиотечных систем: производственный
(заводской), включающий библиотеки промышленных предприятий; ведомственный,
кумулирующий сеть библиотек, принадлежащих одному ведомству; отраслевой,
объединяющий библиотеки одной отрасли; региональный, построенный
по территориальному принципу. Поэтому при выборе варианта библиотечного
обслуживания конкретного производства следует принимать во внимание
все четыре аспекта библиотечной интеграции – отраслевой, ведомственный,
региональный и обязательно производственный, как ведущий для ЗБ.
Одновременно учет этих аспектов в отдельности и в сочетании является
необходимой предпосылкой создания оптимальной системы обслуживания
трудящихся.
Иными
словами, на предприятиях должны быть созданы системы обслуживания
(библиотечные комплексы – БК), включающие в себя заводские библиотеки,
а также библиотеки других сетей, объединенные прямой и обратной
связью, совместно осуществляющие обслуживание промышленных коллективов
на основе разделения труда в соответствии с едиными планами. В
этом смысле БК предприятия представляет собой основную форму прежде
всего производственной или производственно-территориальной организации
библиотечных ресурсов.
При
этом следует иметь в виду, что производственно-региональные библиотечные
связи как объединенное интеграционное явление имеют общую теоретическую
и методическую основу для всех регионов, подчинены общим принципам,
и прежде всего таким, как: