-B> =>2>AB8
 
КАРТА САЙТА


Поиск по сайту
  

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

 


 

 

 

 

 

 

 


СТАТИСТИКА ВІДВІДУВАНЬ







 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЛЕКТРОННА БІБЛІОТЕКА ХАРКІВСЬКОЇ ДЕРЖАВНОЇ АКАДЕМІЇ КУЛЬТУРИ
ВСІ ПРАВА ЗАХИЩЕНІ - ALL RIGHTS ARE PROTECTED-
ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ


     Хропач А. Н. Библиотечные комплексы как перспективные формы обслуживания промышленных коллективов / А. Н. Хропач // Рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов в УССР : сборник научных трудов / ред. : А. П. Корниенко, Л. З. Амлинский, А. Н. Макарова, Г. Г. Савенок, Ж. С. Каминская. – К., 1987. – С. 40-46.

   
     Для решения больших и сложных задач, вытекающих из программы построения коммунистического общества, конкретных ланов социально-экономического развития стран требуется резкое повышение научно-информационного потенциала предприятий и эффективное использование их библиотечно-библиографических ресурсов. Необходимо объединить и согласовать усилия библиотек и органов НТИ в обслуживании трудовых коллективов, обеспечить комплексность, эффективность идейно-политического, трудового, нравственного воспитания на предприятиях. С точки зрения построения единой общегосударственной системы библиотечного обслуживания состояние организации обслуживания промышленных коллективов требует особо пристального внимания, поскольку именно здесь находится передний край социально-экономического развития страны.


     Исследование харьковскими библиотековедами состояния взаимодействия библиотек разных типов и видов в промышленной сфере в целях разработки механизма формирования библиотечных комплексов на педприятиях и в производственных объединениях подтвердило справедливость концепци, состоящей в том, что основными направлениями дальнейшего совершенствования библиотечного обслуживания являются концентрация библиотечных ресурсов и специализация всех звеньев единой библиотечной системы. Данные процессы могут быть реализованы при условии устанения неоправданного распыления ресурсов, несогласованности действий библиотек различных типов и видов, преодоления проявлений косности и бюрократизма, ведомственности и местничества.


     Особое значение упорядочения библиотечного обслуживания в производственной сфере определяется местом и значением промышленности в народном хозяйстве страны, ведущей ролью рабочего класса и технической интеллигенции в решении задач научно-технического прогресса.

     Библиотеки промышленных предприятий представляют собой совокупность специфических учреждений, призванных решать общую задачу, – наиболее полно удовлетворять потребности трудовых коллективов в литературе и информации, прежде всего производственной тематики.

     Специфические характеристики этого совокупного вида библиотек состоят в том, что каждая из заводских библиотек (ЗБ) является частью определенной отраслевой, ведомственной, региональной библиотечной системы одновременно. При дифференциации сети ЗБ по принципу «регион-отрасль» четко проявляется эта особенность, так как составляя неотъемлемую часть библиотечной сети региона, они непосредственно входят и в отраслевую, и в ведомственную сети (особенно это касается специальных библиотек – НТБ, спецфондов, некоторых учебных библиотек).


     Своеобразие положения ЗБ в сыере производства материальных благ определяет их явно выраженные особые свойства в рамках реализации общебиблиотечных функций. К таким функциям относится прежде всего то, что ЗБ представляют собой своеобразную подсистему в системе производства и науки, являются особым «цехом», участвующим в процессе социально-экономического развития предприятий.

      Среди библиотек разных типов и видов заводские читатели отдают предпочтение заводским библиотекам. Основными мотивами их обращения в ЗБ являются производственные потребности (34%) и общественная деятельность (33% всего массива запросов).

     Обслуживая единый трудовой коллектив, выполняя общебиблиотечные функции и решая общие задачи, ЗБ подчинены разным ведомствам. Это обстоятельство приводит к обособленности ЗБ, порождает ведомственные барьеры в библиотечном деле на предприятиях. Не имеют они и общей материально-технической базы, управленческой основы. Эти и другие негативные явления снижают эффективность библиотечной работы в производственной сфере.

     Как показали исследования по проблемам библиотечного обеспечения промышленного производства, проведенные Киевским (1974 г.), Харьковским (1984 г.) институтами культуры, библиотечная пропаганда и информация, их организация и методика не отвечают современным требованиям. Именно здесь, на стыке регионального отраслевого обслуживания, наиболее четко просматриваются недостатки современной организации библиотечного обслуживания и необходимость в его принципиальных преобразованиях. Данное несоответствие объясняется, прежде всего, нерациональным использованием имеющихся на предприятиях библиотечно-информационных ресурсов. Как правило, заводские библиотеки разных типов и видов функционируют разобщенно и несогласованно, что приводит к сужению их деятельности, параллелизму и дублированию в работе.

     Материалы исследования свидетельствуют о том, что на средних и крупных промышленных предприятиях сосредоточены мощные библиотечные фонды – средняя книгообеспеченность работающих достигает 30 книг, а читателей – 128 экземпляров! За столь высокими показателями кроется нерациональное расходование народных средств. Дублирование изданий по технике в разных ЗБ равно 52,6%, экономике – 39,6%. Кроме того, 50% вышли в свет в 1970-1975 годах. Поэтому использование фондов характеризуется низкими показателями (обращаемость в среднем – 1,1).

     В этих условиях читатели часто не находят нужной литературы, даже пользуясь одновременно несколькими библиотеками предприятий и региональной сети. А это, в свою очередь, приводит к дублированию количества читателей в ЗБ, которое достигает 45,5%. Суммированное число читателей относительно единой регистрации составляет 283%. В 72,7% заводских библиотек стоимость обслуживания одного абонента, без учета накладных расходов, составляет более 2 руб. в год. Это очень дорого.


     Главными причинами обособленности и замкнутости этих библиотек являются: стихийное развитие заводской библиотечной сети; различная ведомственная принадлежность; отсутствие единого управления их деятельностью в рамках предприятия; традиционная ориентация их на самостоятельность в формировании и использовании ресурсов; психологические барьеры во взаимоотношениях коллективов разных библиотек; производственное толкование роли той или иной библиотеки в обслуживании трудящихся; рутинное понимание задач и функций разных библиотек; недопонимание целей и преимуществ современной работы и др.

     В связи с этим назрела необходимость в концентрации библиотечных ресурсов на предприятиях, объединении всех заводских библиотек в единый комплекс, действующий на организационных, функционально-технологических и методических основах. Перспективы развития промышленности не дают основания считать закономерным и рациональным существование сети обособленных библиотек в рамках единого производства. Поскольку трудовые коллективы являются не только основной ячейкой общественного производства, но и ячейкой общества, построение общегосударственной системы библиотечного обслуживания трудящихся должно начинаться на низовом уровне библиотечных сетей, то есть на предприятиях.

     Основными общими предпосылками и факторами интеграции ЗБ различных типов и видов являются: общегосударственная тенденция к концентрации ресурсов; преодоление в их деятельности узковедомственных тенденций и местничества; реализация ленинского принципа общедоступности советских библиотек; единство целей и задач разных библиотек; необходимость в ликвидации существующих противоречий между формированием и использованием библиотечных ресурсов, между растущими и усложняющимися запросами производства и возможностями их удовлетворения библиотеками, между ведомственным характером использования библиотечных ресурсов предприятий и сохраняющейся ведомственной организацией библиотек и др.

     В числе частных факторов библиотечной интеграции следует назвать, прежде всего, потребность читателей в комплексном, систематизированном обслуживании; необходимость в обеспечении соответствия фондов и справочно-библиографического аппарата библиотек профилю производственной и общественной деятельности трудовых коллективов; потребность в единой заводской справочно-информационной службе, упорядочении управления библиотечным делом в рамках предприятий, повышении экономической эффективности библиотечного обслуживания, научной организации труда библиотекарей, в организационно-методическом обеспечении библиотечной работы на предприятиях.

     Чтобы повысить социальную роль и эффективность деятельности библиотек в сфере производства, необходимо на основании изучения работы существующих библиотечных сетей определить оптимальные варианты организации библиотечного обслуживания с учетом тенденций и особенностей развития предприятий.

     Однако нельзя утверждать, что ресурсы ЗБ могут в полной мере удовлетворять потребность трудовых коллективов в литературе и информации производственной, а тем более иной социальной тематики. Поэтому к обслуживанию трудящихся по месту работы должны привлекаться, кроме ЗБ, и другие библиотеки разных типов и видов, функционирующие в регионе. Эти библиотеки, особенно межотраслевые и универсальные, формирующие свои фонды с учетом социально-экономического профиля обслуживаемых регионов, со своей стороны сами стремятся к повышению уровня и эффективности использования своих ресурсов, в том числе и находящимися на их территории предприятиями.

     В связи с этим можно выделить четыре типа библиотечных систем: производственный (заводской), включающий библиотеки промышленных предприятий; ведомственный, кумулирующий сеть библиотек, принадлежащих одному ведомству; отраслевой, объединяющий библиотеки одной отрасли; региональный, построенный по территориальному принципу. Поэтому при выборе варианта библиотечного обслуживания конкретного производства следует принимать во внимание все четыре аспекта библиотечной интеграции – отраслевой, ведомственный, региональный и обязательно производственный, как ведущий для ЗБ. Одновременно учет этих аспектов в отдельности и в сочетании является необходимой предпосылкой создания оптимальной системы обслуживания трудящихся.

     Иными словами, на предприятиях должны быть созданы системы обслуживания (библиотечные комплексы – БК), включающие в себя заводские библиотеки, а также библиотеки других сетей, объединенные прямой и обратной связью, совместно осуществляющие обслуживание промышленных коллективов на основе разделения труда в соответствии с едиными планами. В этом смысле БК предприятия представляет собой основную форму прежде всего производственной или производственно-территориальной организации библиотечных ресурсов.

     При этом следует иметь в виду, что производственно-региональные библиотечные связи как объединенное интеграционное явление имеют общую теоретическую и методическую основу для всех регионов, подчинены общим принципам, и прежде всего таким, как:

  • общегосударственный характер библиотечного дела в стране, состоящий в единстве социальных функций, целей и задач советских библиотек;
  • целостность библиотечной системы, что определяет каждую библиотеку, независимо от типа, вида, ведомственного подчинения, как составную и неотъемлемую единицу общегосударственной сети библиотек;
  • концентрация библиотечных ресурсов как перспективная тенденция в развитии отечественного библиотечного дела;
  • рационализация формирования и использования библиотечных ресурсов с учетом особенностей и перспектив развития отдельных регионов и отраслей народного хозяйства;
  • общедоступность библиотек.


     Вместе с тем системы производственно-региональных связей в условиях различных предприятий и регионов могут иметь различные характеристики, которые определяются объемом и содержанием библиотечных ресурсов в каждом отдельном случае. Специфика данных связей состоит в особенностях сочетания регионального и отраслевого аспектов развития производственной сферы, в частности – промышленности, и непроизводственной, в том числе библиотечной. Эти особенности определяются, с одной стороны, степенью развития промышленности на данной территории, наличием предприятий одной или нескольких отраслей, их мощностью, ролью и значением в социально-экономической характеристике регионов. Большое значение имеет численность однородных или смежных предприятий. С другой стороны, уровнем развития библиотечного дела в регионе, обеспеченностью предприятий библиотеками разных типов и видов, характеристиками ресурсов заводских и незаводских библиотек.

     Особенности предприятий, возможности и сложившиеся традиции в их библиотечном обеспечении порождают различные модификации БК. Вариант БК должен определяться в результате детального изучения факторов, предпосылок библиотечной интеграции и положения дел в каждом конкретном случае. В настоящее время определились тенденции к образованию четырех основных модификаций БК в рамках предприятия, в частности, на основе:

  1. Централизации сети заводских библиотек на основе выделения из числа ЗБ центральной библиотеки (ЦБ) предприятия (объединения) и реорганизацию остальных библиотек в ее филиалы (частичная централизация).
  2. Централизации сети заводских библиотек на основе создания единой централизованной универсальной библиотеки (слияние, полная централизация всех ЗБ) с системой стационарных операцилизированных подразделений, универсальных и специальных ее библиотечных пунктов с общим руководством, методическим обеспечением. При этом финансирование может производиться из единого кооперированного счета.
  3. Централизации деятельности, то есть отдельных видов библиотечных работ (комплектования, обработки литературы, ведения сводного справочно-библиографического аппарата и др.) при сохранении разобщенной сети ЗБ.
  4. Координации и кооперации деятельности по всем или некоторым направлениям при сохранении самосостоятельности ЗБ, т.е. их взаимодействие на основе согласованного планирования и специализации.

     В условиях последних двух вариантов БК функционирует под управлением координационного библиотечного совета предприятия (объединения).

     На Украине уже есть все названные варианты библиотечных комплексов. Задачи библиотечной науки и методики – обобщить опыт их организации и деятельности, подвести научную базу под эмпирические решения.
При такой системе организации библиотечного обслуживания трудящихся создание заводских БК, как формы межведомственного взаимодействия библиотек, является предпосылкой формирования библиотечных комплексов на более высоком уровне сети библиотек региона.

     На производственно-региональном уровне предлагается создание двух вариантов БК: на основе централизации деятельности, т.е. образования единого отраслевого фонда и СБА региона, специализации ЗБ, и – на основе координации и кооперации деятельности ЗБ и библиотек региональной сети по всем направлениям пропаганды литературы и информирования.

     На региональном уровне рекомендуется создание библиотечно-территориального комплекса (БТК), концентрирующего ресурсы головных библиотек региона и действующего на основе координации и кооперации их деятельности в помощь промышленным коллективам, находящимся на данной территории. Организационно-методическое руководство производственно-региональными и региональными БК должно осуществляться советами этих комплексов.

     Дифференциация социальных и технологических функций взаимодействующих библиотек различных типов и видов связана с углублением их специализации, а значит – с определенным ограничением видового и тематического аспектов их фондов, степени универсальности. На наш взгляд, данные явления объективны, перспективны и неизбежны. Это одна из положительных тенденций в развитии отечественного библиотечного дела.

     Переход от системы отдельных библиотек к системе библиотечных объединений сыграет положительную роль в ликвидации нежелательных последствий разобщенности ЗБ и других библиотек региона в обслуживании трудовых коллективов, слабой координации и кооперации их деятельности, явившихся причиной недостаточного удовлетворения запросов трудящихся, использования библиотечных фондов.

     Результаты исследования позволяют приступить к экспериментальному их внедрению, что может явиться важной предпосылкой дальнейшего повышения роли библиотек в социально-экономическом преобразовании страны.

Электронная копия © Ядрова Г.В.

ПРИ ЦИТУВАННІ ПОСИЛАННЯ НА ДРУКОВАНІ ТА ЕЛЕКТРОННІ ДЖЕРЕЛА ОБОВ'ЯЗКОВА
REFERENCE TO THE PUBLISHED ELECTRONIC RESOURCE IS NECESSARY DURING QUOTING
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ ССЫЛКА НА ПЕЧАТНЫЙ И ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА
 
 

     
Виставлено 6..8. 2011 р..
 
© Бібліотека Харківської державної академії культури