КАРТА САЙТА

 

 



 

Дополнительную информацию об участии в других конференциях
смотри в рубрике

«НОВОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Перспективная методика проектирования
мероприятия по повышению квалификации сотрудников библиотек

     Проблемы повышения квалификации библиотекарей достаточно часто обсуждаются в профессиональной периодике. Однако в настоящий момент многие вопросы не могут быть рассмотрены в рамках существующих изданий, так как часть из них основывается на пока ещё небольшом временном опыте функционирования новых информационных служб, не всегда имеющих отношение к библиотечной отрасли. Тем не менее, этот опыт работы концентрирует и проявляет многие позитивные и негативные аспекты повышения квалификации библиотекарей, а потому требует изучения и применения.

     Кроме того в условиях экономического кризиса и нестабильности социально-экономических отношений этот опыт показывает, что любая сложная ситуация не останавливает информационных требований граждан, в нашем случае пользователей библиотек, а наоборот, при умелой организации процесса, помогает развивать систему сервисных служб библиотек и качество предоставляемых ими услуг без дополнительных государственных затрат.

     Например, начиная со второй половины 2008 года представители государственных библиотек и архивов, в том числе и из крымского региона, смогли принять участие в нескольких научно-практических семинарах, затраты на организацию и проведение которых в основном взяли на себя зарубежные коммерческие фирмы, представительства которых были открыты в последнее время в Украине. Естественно, что основная цель сотрудников и руководителей данных представительств заключалась в том, чтобы прорекламировать хорошие результаты ранее созданных собственных информационных продуктов, показать экономическую эффективность задействованной при этом техники и представить доказательства реально существующей методики создания больших массивов электронных документов с высоким качеством распознанной информации из печатных источников. Учитывалась ими и существующая опасность потери и разрушения хранящихся документов, относящихся к редким фондам библиотек и закрытым фондам архивов. А потому параллельно с рассказом о технологии создания своего информационного продукта приводились примеры решения данных проблем в дальнем зарубежье.

     Эти примеры обязательно сопровождались демонстрацией самых современных технических средств. При этом особо тщательно и последовательно показывался процесс получения конечного информационного продукта и обосновывался каждый промежуточный технологический шаг, направленный на повышение его качества. Если учесть, что традиционно многие научно-практические семинары и другие обучающие мероприятия для библиотекарей практически никогда не представляют возможности участникам увидеть последние образцы современной техники и испытать их в реальном эксплуатационном режиме, то необходимо отметить, что такой подход является достаточно продуктивным и интересным. Почему?

    В первую очередь потому, что он может помочь добиться отказа от традиционных стереотипов обучения библиотекарей, когда вся учеба заключается в заслушивании нескольких сообщений, в лучшем случае сопровождаемой презентацией, которая имеет ещё и хоть какую то информационно-сопроводительную пояснительную составляющую. Но, к сожалению, чаще всего презентация - это простой набор слайдов (картинок), который для последующего самостоятельного изучения процесса дает очень мало.

     Во-вторых, для библиотекаря-участника любого мероприятия по повышению квалификации очень важно убедится воочию в наличии средств и способов создания новых информационных продуктов, которые уже признаны и применяются коллегами из других стран с высокой степенью экономической эффективности. Потому что в педагогической психологии доказано, что такой способ ознакомления специалистов гуманитарного профиля со сложной современной техникой, которую на своём рабочем месте необходимо использовать постоянно и безукоризненно, помогает им быстрее и легче преодолеть психологический барьер неприятия всего нового вообще, а в частности, новых способов производства информационного продукта.

     В-третьих, если библиотекарю параллельно с современной техникой демонстрируется новая версия программного продукта, в которой он уже имеет опыт работы, но ещё не владеет методами создания более качественного информационного продукта, то обучение проходит зачастую в форме диалога. А именно диалоговая форма обучения является основной из тех, что позволяют настраивать любого участника мероприятия по повышению квалификации на опережающее реагирование на новую информацию, что является залогом творческого и заинтересованного подхода слушателя к получаемым знаниям.

     В-четвёртых, совместное повышение квалификации специалистов разных информационных структур научных учреждений, в нашем случае сотрудников научных библиотек и архивов, заранее позволяет выявить точки соприкосновения проводимых работ, что в свою очередь сводит на нет проблему приобретения несовместимых программ и проблему многократно дублируемых в одном учреждении работ. Тем самым опять же достигается так необходимая сегодня экономия государственных средств, отпускаемых учреждениям науки и культуры на их информационное развитие.

    Учитывая всё вышесказанное, Научной библиотекой Крымского филиала Института археологии НАН Украины, Центром информационных технологий Межвузовского центра «Крым» и Научной библиотекой Института археологии НАН Украины разработан собственный план подобного профессионального мероприятия по повышению квалификации для библиотекарей научных библиотек научно-исследовательских организаций. Важным в этом плане является то, что в проекте профессионального мероприятия дифференцировано учитываются именно практические интересы всех участников и при этом никто из них не несёт никаких материальных затрат.

    Конечно же, некоторое рекламно-информационное предпочтительное представление организаторов и соорганизаторов мероприятия присутствует (например, в самой программе мероприятия), но это определено только общепринятой формой подачи информации и не в коей мере не ущемляет интересы слушателей. Тем более, что сама логика построения программы наоборот показывает, что она составлена по предварительным запросам слушателей представляющих информационные службы научно-исследовательских организаций (архивов, библиотек, информационных центров), которые реально работают в конкретном направлении или планируют воплощать свои практические знания в создание нового электронного продукта.

     Например, от организации, заявленной как база проведения мероприятия, в план включены сообщения, которые представят слушателям сведения ознакомительного характера («Научная библиотека Института археологии Национальной академии наук Украины: история создания, перспективы развития», «Первый опыт и проблемы применения Системы автоматизации библиотек "ИРБИС" в научной библиотеке Института археологии Национальной академии наук Украины»).

     Коммерческим фирмам, являющимся распространителями программ и техники, учитывая, что они дали согласие провести обучающие мероприятия бесплатно (обычно час занятий по методике работы в программе с её полной технической поддержкой оценивается от 20 до 50 у.е.), выделено больше времени. Так как им необходимо не только рассказать о себе, но и провести занятия, сгруппировав сообщения таким образом, чтобы полностью продемонстрировать весь процесс использования техники и программ для получения реального информационного продукта. В последнем случае, при распределении времени в сторону увеличения учитывались и предварительные заявки слушателей, которые настаивали на том, чтобы заявленная тема (точнее учебный материал), обязательно охватывал методику работы с техникой и специализированными программами. В связи с чем темы этого блока были разделены на две самостоятельные группы, которые условно можно обозначить как «библиотечная» и «архивная».

     Первая, которую подготовили руководители и сотрудники Агентства дистрибьюторского и информационного сервиса "Матрикс Пресс" (Киев) включает в себя темы: «Система автоматизации библиотек "ИРБИС": новая генерация, новые возможности», «Создание базы данных "Аналитика" путем заимствования», «Браузер LibNavigator» как инструмент поиска информационных и полнотекстовых ресурсов». Вторая группа докладов, заявляемая от Корпорации «Электронный Архив» (Москва) представлена темами: «Технология создания электронных информационных ресурсов для электронных архивов НИИ», «Принципы создания электронного архива документации на примере объектов историко-культурного наследия», «Создание электронных архивов научно-технической информации с расширенными функциями поиска и управления информацией», «Практика реализации проектов по высококачественному сканированию и оцифровке культурного наследия».

     В последнем случае мы видим явную тематическую направленность подачи обучающей информации. Это действительно так и очередной раз подчеркивает, что планируемое обучающее мероприятие разработано для очень конкретной группы слушателей. Тем не менее анализ, сделанный выше, позволяет утверждать, что такой подход к проектированию содержания и методов организации учебы можно распространить и на другие группы слушателей, например, из библиотек учебных учреждений, публичных или ведомственных. Главное, максимально учитывать мнение организаторов и слушателей на содержательную и процессуальную сторону проводимого мероприятия по повышению профессиональной квалификации и соблюдать информационный (а для многих организаторов он является более важным) и экономический интерес всех его участников.

     Обращаясь к перспективным методикам проектирования мероприятий по повышению квалификации сотрудников библиотек необходимо обратить внимание и ещё на один аспект профессионального повышения квалификации сотрудников библиотечной отрасли, который им пока ещё чаще всего не доступен, так как входит в более дорогую категорию обучения. Это категория авторских школ и мастер классов. Отметим, что в настоящее время оплата участия одного слушателя в подобных мероприятиях настолько высока, что приравнивается зачастую к стоимости участия в международных коммерческих конференциях. Как подтверждение приведём тот факт, что 3-4 дневная «Школа ИРБИС» которая ежегодно проводится в рамках международной крымской библиотечной конференции в Судаке (Украина, АРК) в качестве постоянного мероприятия функционирует не один год и для полноценного обучения в ней надо как минимум внести оргвзнос участника конференции давно превышающий 500 у.е.

     Именно поэтому при проектировании мероприятия специальное место выделено для проведения мастер класса, который имеет все основания именоваться как «Авторский проект создания электронных коллекций» или, как в данном случае, его тема обозначена как «Способы формирования электронных указателей, электронных коллекций и электронных библиотек с использованием открытого и специального профессионального программного обеспечения». На основе демонстрируемого слушателям в рамках мастер класса методического материала планируется показать как была создана одна из первых и крупнейших в Украине электронная полнотекстовая коллекция научного журнала «Культура народов Причерноморья» (так же без каких либо затрат со стороны государства). Создание этой коллекции является прецедентом для всей современной библиотечной отрасли, ещё и потому что она сопровождается поисковой системой, сформированной полностью на основе открытого программного обеспечения (так же бесплатного). А так как с 2009 года по решению ВАКа Украины подобные коллекции и базы должны быть созданы для всех научных журналов, выходящих в нашем государстве, то время проведения мастер класса естественно увеличено максимально на столько, на сколько это допустимо в рамках оставшегося лимита времени (мероприятие планируется проводить в течении двух дней). Проводится мастер класс сотрудниками «Центра информационных технологий Межвузовского центра «Крым», общественной некоммерческой организацией (Симферополь, АРК), что опять же не ставит никаких финансовых вопросов перед слушателями запроектированного мероприятия.

     Как видно из вышеописанного, готовящееся мероприятие по мере разработки всё более и более отвечает по форме и темам научно-практическому семинару, с условным названием «Современные подходы к автоматизации научных библиотек и архивов научно-исследовательских институтов Национальной академии наук Украины». А использованная методика его проектирования в силу множества компонентов профессионально-психологической подготовленности организаторов мероприятия к сложностям функционирования библиотек в условиях мирового финансового кризиса имеет предпочтение среди других методик подобного типа, а значит, является перспективной и необходимой к изучению с точки зрения наработки профессионально-психологических умений продвижения новых знаний в профессиональное библиотечное сообщество.

     Главное, эффективное развитие библиотечной отрасли невозможно без конкурентоспособного кадрового потенциала, появление и качественный рост которого в свою очередь очень сильно зависят от пока ещё медленно трансформируемого системного общественного процесса, негативно влияющего на проявление созидательной свободы личности в целом. Сказывается эта творческая профессиональная несвобода и в той области, где происходит выбор решений при организации системы повышения квалификации, а потому любые даже самые малейшие инновации (иногда возможно и спорные) необходимо изучать, поддерживать и продвигать, естественно, при необходимости, скорректировав. Так как только так можно сделать отбор того, что в скором будущем будет многократно востребованным. Например, сейчас абсолютно необходимо иметь много простых комплексных обучающих программ по изучению методик ускоренного создания электронных коллекций научных журналов. Особенно это важно в связи с выполнением приказа «Об утверждении Порядка передачи электронных копий периодических печатных научных изданий на хранение в Национальную библиотеку Украины имени В.И. Вернадского (N 436/311 от 07.07.2008), на что и направлено в большей своей части проектируемое мероприятие.

©Ядрова Галина Василвна
доклад на украинском языке см.здесь...
 
         
выставлено 14 июля 2009 г.
©Крымский филиал Института археологии НАН Украины
© Ядрова Г.В
.