|
|
|
Научно-практическая
конференция
«Научная библиотека академического учреждения:
опыт, проблемы и перспективы информационного обеспечения исследовательской
деятельности»
|
Маркарова
Т.С.
Педагогическая библиотека как один из главных источников научно-информационного
обеспечения современного образования
Сегодня,
в эпоху развития информационного общества в России, правомерно говорить
о существовании инфосферы и о разработке информационно-коммуникативного
взаимодействия как актуальнейшей из задач государства. Накопленные обществом
массивы информации превосходят необходимые для ее обработки индивидуальные
возможности человека. Это явление, получившее название «информационного
кризиса», заключается в том, что пользователь в состоянии ознакомиться
с ничтожно малым количеством источников, вышедших в последнее время
и отражающих актуальные проблемы определенной научной отрасли. Понятие
«наука» в настоящее время определяется как сфера исследовательской деятельности
человека, функцией которой является выработка и систематизация информации
об объектах самого разнообразного характера. С середины 20-го столетия
наблюдается интенсификация исследований, происходящих на стыке наук.
Увеличение направлений исследований привело к лавинообразному росту
получаемой информации, динамика которой изменяется по экспоненте. Специалистам
различных профессий приходится решать многочисленные задачи, отличающиеся
большой интеграционной (междисциплинарной) направленностью и слабой
информационной структурированностью. Перспективы в разрешении «информационного
кризиса» связаны прежде всего с возможностями обработки информации с
учетом информационно-коммуникационных технологий и предоставлением оперативного
доступа к ней в различных режимах с набором универсальных и специфических
сервисных решений. Если раньше (80-е годы прошлого столетия) ученые,
особенно западные, уделяли особое внимание экономической и социальной
сфере информационного общества, проблемам власти и управления, то теперь
(и это в большей степени характерно для российской науки) концепция
информационного общества разрабатывается с акцентом на проблемы образования.
При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют
информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное
изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Знание,
информация, образование выступают системообразующими ценностями, без
которых невозможно существование информационного общества. Актуальным
становится реализация новых моделей учебного процесса, ориентация на
самостоятельную работу потребителей образовательных услуг, коллективные
формы обучения, формирование образовательных потребностей и компетентностей.
Одним
из основополагающих направлений Национального проекта «Образование»
является информатизация образования, которая предполагает:
-
информатизацию всех форм учебного процесса;
-
информатизацию научной, научно-производственной деятельности образовательных
и научно-образовательных учреждений;
-
создание и развитие единой телекоммуникационной и информационной среды
системы образования и науки, единой системы баз данных и других информационных
научно-образовательных ресурсов;
-
создание информационной инфраструктуры системы управления науки и
образования
-
информационную интеграцию системы науки и образования России в мировое
информационно-образовательное пространство.
Наблюдая
современную систему образования, можно с уверенностью утверждать необходимость
существенной модернизации ее информационно-коммуникационной составляющей.
В этих условиях задачей научной педагогической академической библиотеки
является комплексная поддержка новых информационных технологий и телекоммуникаций
в сфере образования и педагогической науки России, информационное обеспечение
инновационного цикла создания наукоемкой продукции и технологий, системы
его (цикла) поддержки управления. Цель данной задачи – построение единого
информационно-образовательного пространства путем межведомственной,
межкорпоративной, междисциплинарной координации и интеграции как ресурсов,
так и специалистов (создателей и пользователей).
Единое
информационно-образовательное пространство (ЕИОП) понимается как интегрированное
средство накопления, хранения, обработки и распространения информации,
педагогически целесообразно организованное. Единство системы научно-педагогической
информации достигается путем соблюдения следующих условий:
-
выделение информационного объекта, создание его имиджа;
-
проведение лингвистического анализа, создание базы метаданных;
-
классификация информационных объектов;
-
описание информационных объектов;
-
определение параметрических характеристик объекта;
-
создание базы данных информационных объектов с учетом системных спецификаций
Контентно-ресурсное
наполнение ЕИОП должно ориентироваться на основные приоритетные направления
современной педагогической науки и развития образования. Например, такие
как:
-
Прогнозирование и проектирование инновационных процессов в образовании.
-
Оценка эффективности работы научно-педагогических и образовательных
учреждений.
-
Выявление инновационного научно-педагогического потенциала
-
Разработка концептуальной и методологической основы для учебных программ.
-
Мониторинг научной динамики и практико-ориентированных проблем современной
педагоги.
- Определение
рыночного сегмента – групп реальных и потенциальных пользователей по
конкретным признакам в соотношении с ресурсным объемом ЕИОП, конкретными
потребностями пользователей и формой обслуживания
Как и всякая система, система образования
имеет инфраструктуру, включающую, как правило, объективно складывающуюся
совокупность образовательных учреждений, органов управления образованием,
академических учреждений, ресурсных центров и других образовательных организаций,
находящихся во взаимодействии друг с другом, поддерживаемом информационно-коммуникационной
структурой, которой, на наш взгляд, может стать единое информационно-образовательное
пространство.
Единое
образовательное пространство должно базироваться на трех основных принципах
построения среды своего существования:
1. Принцип разделения заключается в создании
удаленного доступа для регистрации и потребления услуг поставщиками и
пользователями образовательных услуг и его последующем обеспечением за
счет набора образовательных сервисов, взаимодействующих в едином образовательном
пространстве. Предполагается, что достаточно наличия визуального пользовательского
интерфейса в информационных системах и порталах, к которым потенциальный
потребитель услуг может и должен получить доступ. Это способствует динамическому
обнаружению существующих и зарегистрированных образовательных сервисов,
их обновлению при необходимости и обеспечению оперативного доступа к образовательным
ресурсам.
2. Принцип моногоуровневости состоит в необходимости
создания сред как многоуровневых с информационной подчиненностью низших
уровней высшим. Предварительный анализ показал, что использование обычных
строго горизонтальных или строго вертикальных структур построения по принципу
подчиненности частного общему с обменом информацией по типу « каждый с
каждым» не способствует оптимальному решению проблемы предоставления доступа
к актуальной легитимной научной информации. Возникает необходимость построения
многоуровневой схемы. Структуру низших уровней должны определять вышестоящие
информационные уровни. Это должны быть информационные модели с единым
набором метаданных и совокупностью правовых норм использования образовательных
сервисов и регламентов их взаимодействия.
3. Принцип универсальности состоит в необходимости
иметь фиксированный (с возможностью расширения) набор образовательных
сервисов, взаимодействующих едином образовательном пространстве. Эти сервисы
должны быть работоспособными в различных условиях взаимодействия функциональных
элементов среды безотносительно их числа, распределения в информационной
сети, технических деталей реализации (программная платформа, язык программирования
и т.д.). Данный принцип целесообразно обеспечивать посредством применения
открытых международных стандартов информационных технологий.
В
соответствии с предложенными принципами среда единого информационного
пространства архитектурно может представляться в виде трех взаимосвязанных
по информации и управлению уровней, которые по функциональному назначению
можно назвать нормативно-организационным, информационным и программно-техническим.
Нормативно-организационный уровень
состоит из нормативных документов (законодательных актов, регламентов,
инструкций и др.) и комплекса проводимых на их основе организационных
мероприятий, направленных на обеспечение выполнения всеми заинтересованными
сторонами условий, необходимых для нормального функционирования среды,
для установления зон и способов ответственности субъектов. Нормативно-организационный
уровень обеспечивает нормативную, правовую и методическую базу для информационного
уровня.
Информационный уровень
определяет области потенциального информационного взаимодействия объектов
среды, а также способы их построения (организации), т.е.: состав применяемых
протоколов программного взаимодействия, стандартов, справочников и рубрикаторов.
Фактически модели, разрабатываемые на информационном уровне, должны содержать
описание информационных сущностей образовательных и научно-педагогических
процессов, описание всех потенциальных участников взаимодействия в едином
образовательном пространстве.
Программно-технический уровень
включает в себя программно-аппаратные системы и комплексы, необходимые
для обеспечения исполнения решений организационно-нормативного уровня,
создаваемые в рамках ограничений, наложенных информационным уровнем.
Для эффективного функционирования единого образовательного пространства
в архитектуре среды, построенной по данным принципам с перечисленными
уровнями, требуется обеспечить гибкость процессов взаимодействия поставщиков
и потребителей образовательных услуг и обеспечивающих их информационных
технологий. А это возможно при выполнении следующих требований:
-
учет ограничений, накладываемых производительностью существующих информационных
образовательных ресурсов и пропускной способностью используемых телекоммуникационных
систем при обслуживании потенциального объема запросов пользователей
образовательных услуг;
-
учет топологии и ресурсных ограничений существующей открытой и защищенной
телекоммуникационной инфраструктуры образования;
-
обеспечение отсутствия привязки к конкретному расположению хранилища
образовательных ресурсов и образовательной услуги.Базовыми критериями
библиотечно-информационного сервиса в условиях единого информационно-образовательного
пространства, на наш взгляд, являются:
-
ситуационная полезность для пользователя;
-
комфортность (удобство получения/пользования информацией)
-
избирательность (адресность, индивидуализация вплоть до персонификации,
приобретает особую актуальность в условиях академических библиотек);
-
стабильность (постоянный характер информационного обслуживания);
-
особый уровень качества;
-
оперативность предоставления информации;
-
гибкость (приспособляемость) номенклатуры в соответствии с динамикой
потребительского спроса;
-
исчерпывающая полнота запрашиваемой информации;
-
объективная социальная и/или экономическая выгода для библиотеки.
Итак,
одной из сущностных целей деятельности специализированной академической
библиотеки становится обеспечение дружественной, комфортной коммуникационной
среды, выполнение запросов. Это наиболее эффективно достигается благодаря
объединению доступных интеллектуальных и материально-технических ресурсов,
а также вследствие особой настроенности на позитивные результаты.
Литература:
1.
Антопольский А.Б. О социально-экономических моделях электронных библиотек:
вопросы стратегии.//Интернет и современное общество:Труды X Всероссийской
объединенной конференции,Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007.- СПб.,
2007.-С.3-14
2. Антопольский А.Б., Майстрович Т.В. Электронные библиотеки: принципы
создания.- М., 2007.- 283 С.
3. Баврин П.А Методика оценки эффективности применения информационных
ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс]/П.А. Баврин.- Электрон.дан.-
Режим доступа: http:/ /humanities.edu.ru.
4. Клюев В.К. Управленческая экономика российской библиотеки.- М., 2007.-384
С.
5. Распопова Н.С. Передовой педагогический опыт: проблемы поиска и способов
реализации // Методист: науч.-метод. журн.- М., 2007, № 7.-С.14-16.
6. Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры:
материалы Всероссийской Интернет-конференции, Региональной научно-практической
конференции, 14-15 октября 2008 г.- Орел, 2008.- 168 С.
|
|