ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
WEB-САЙТА КФ ИА НАНУ
 
КАРТА САЙТА



Участники

 

Программа

 

 
Научно-практическая конференция «Научная библиотека академического учреждения: опыт, проблемы и перспективы информационного обеспечения исследовательской деятельности»

Омельчук К.Д.
Роль правовых документов в развитии современного информационного потенциала библиотеки

     В сегодняшнем мире высоких скоростей распространения информации приобретает большое значение наличие информации в виде, пригодном для быстрого распространения среди неопределенного круга пользователей. Мы говорим об информации, находящейся в электронном виде, т.е. в форме, которую легко можно распространять в неограниченном кругу пользователей, минуя любые границы государств.

     Удобство в быстрой передаче и работе с информацией, находящейся в электронном виде, в тоже время создают реальную угрозу контролируемому правообладателем и, следовательно, законному использованию информации, в том числе и являющейся объектом авторского права – произведениями науки, литературы и искусства.

     Например, для более широкого доступа пользователей к библиотечным фондам, возникает необходимость их оцифровки, т.е. преобразование в электронную форму. Особенно это важно, когда речь идёт о документах научного назначения, т.е. научных продолжающихся и периодических изданий.

     Поэтому 07 июля 2008 года Высшей аттестационной комиссией Украины и Национальной Академией наук Украины был издан совместный приказ № 436/311 «Об утверждении Порядка передачи электронных копий периодических печатных изданий в Национальную библиотеку им. В.И. Вернадского» [1].

     Как сказано в Приказе, такая передача вводится с целью обеспечения хранения изданий и их предоставление к общему доступу в режиме on-line (Интернет). Вероятно, что такое стремление продиктовано реализацией ст. 9 Закона Украины «Об информации», в которой сказано, что все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, что предусматривает возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации ими своих прав, и свобод. [2]

     Однако реализация данного стремления не лежит только лишь в плоскости информационных правоотношений. Как было упомянуто выше, информация может быть представлена в виде объектов интеллектуальной собственности, в частности объектами авторского права – произведениями науки, литературы и искусства.

     При переводе произведения в электронную форму, резко расширяются возможности использования произведения, и в такой ситуации следует обратить внимание на нормы законодательства об авторском праве.

     Дело в том, что авторское право является одним из важнейших видов охраны интеллектуальной собственности в Интернете в силу следующих причин. Во-первых, большинство материалов, которые передаются с помощью Интернета (тексты, изображение, звуковые сигналы) являются произведениями в юридическом понимании. Во-вторых, поскольку сама природа электронных телекоммуникаций требует многократного копирования данных в процессе передачи их каналами связи и ознакомление с ними, естественно, встает вопрос относительно соблюдения при таком копировании авторских прав.

     Любое поведение пользователей в Интернете задевает права авторов. Иначе говоря, невозможно ничего сделать в Интернете, что бы потенциально не затрагивало чьи-то субъективные авторские права. Просмотр Web-страниц, сохранение их в памяти компьютера – все эти действия включают воспроизведение объектов правовой охраны.

     Если непосредственно обратиться к нормам действующего авторского законодательства, то оцифровка произведения является прямым копированием произведения, о чем содержится указание в статье 1 «Определение терминов» Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах». Воспроизведение – это изготовление одного или более экземпляров про¬изведения в любой материальной форме, а также их запись для временного или постоянного хранения в электрон¬ной (в том числе цифровой), оптической или иной форме, которую может считывать компьютер [3]. При этом экземпляром произведения является копия произведения, исполненная в лю¬бой материальной форме.

     И так, мы видим, что в законодательстве осуществлена попытка защитить интересы автора и правообладателя от несанкционированного преобразования его произведения в электронную форму, включив в понятие «воспроизведение» запись произведения любой форме, которую может считывать компьютер.      Исходя из вышесказанного, преобразование произведения в электронный вид является копированием произведения, что должно сопровождаться разрешением автора или соответствующего правообладателя на совершение такого действия.

     Статья 15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» относит право на воспроизведение к имущественным правам автора, которые дают правообладателю право запрещать осуществлять воспроизведение произведения другими лицами без его разрешения.

     Как известно, Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» статьей 22 ограничивает абсолютные права автора и предоставляет библиотекам без его согласия право репрографического воспроизведения одного экземпляра произведения. Репрографическим воспроизведением является точное воспроизведение произведений небольшим тиражом.

     Кроме того, указанная статья говорит о том, что репрографическое воспроизведение произведений не должно носить коммерческий характер, является единичным случаем и не носит систематический характер.    

     Однако фактически преобразование произведений в электронную форму способствует расширению доступа к ним с возможностью множественного копирования для дальнейшего использования (например, свободного использования исключительно в целях обучения, что допускается нормами действующего законодательства). Это открывает широкие возможности для бесконтрольного использования произведений в любой точке Земного Шара. Следовательно, репрографическое воспроизведение как случай ограничения имущественных прав автора уже не может быть применимо.

     Довольно просто решается вопрос с преобразованием в электронную форму произведений изъятых из правовой охраны. Это касается тех произведений, срок охраны которых истек, а также это официальные нормативные документы (нормативно-техническая документация, судебные решения и т.п.) и произведения народного творчества.

     Электронный экземпляр произведения, как правило, размещается на сайте библиотеки, с платным, либо бесплатным доступом. Такое решение делает произведение доступным для неопределенного круга лиц и серьезно затрагивает интересы автора, поскольку он сам, наверняка, не планировал использовать произведение таким образом.

     Положения ст. 15 упомянутого закона, говорят о том, что представление своих произведений для всеобщего обозрения таким образом, что пользователи могут осуществить доступ к ним с любого места и в любое время по собственному выбору (т.е. размещение в сети Интернет), является правом исключительно автора или правообладателя, а соответствующие действия третьих лиц обязательно должны быть одобрены автором. Это значит, что библиотеки при размещении произведений или какой-либо информации на сайте, должны оценить необходимость их размещения в Интернете, поскольку в достаточной степени вероятно, что этот объект будет скопирован с последующим неконтролируемым автором использованием.

     Классическая правовая конструкция охраны авторского права, зафиксированная в Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» в ст. 15, которая гласит, что для того, чтобы автор произведения при отсутствии доказательств противоположного рассматривался как таковой и допускался в странах Союза к возбуждению судебного преследования против контрафакторов, достаточно если имя автора будет обозначено на произведении обычным образом.

     Современное международное и национальное законодательство в сфере авторского права, дополнительно предлагают автору и правообладателю использовать знак охраны авторского права, который призван оповещать других лиц о принадлежности прав на данное произведение указанному в нем лицу.

     Однако пребывание произведения в электронной форме подвержено опасности достаточно легкого внесения изменения в его содержание, в том числе и в обозначение имени автора или правообладателя.

     Специфика предоставления правовой охраны объектам авторского права заключается в том, что для ее возникновения не требуется выполнения каких-либо формальностей, в том числе и государственная регистрация. Авторское право возникает вследствие факта создания произведения, которое определяется отделением мыслей и образов автора от его личности, чаще всего при фиксации на каком-либо материальном носителе. В современных условиях таковым зачастую является электронный носитель.

     В связи с этим, при размещении произведения в Интернете следует применять несложные процедуры фиксации произведения и своего авторства посредством национальной государственной регистрации, которая должна предшествовать размещению произведения в Интернете.

     Регистрация позволяет засвидетельствовать факт создания произведения, дату создания и авторство на произведение и в случае нарушения прав автора облегчает процедуру доказательства факта нарушения.

     В силу положений Бернской Конвенции, правовая охрана произведениям, предоставляется во всех странах Бернского Союза, что также существенно усиливает позиции авторов правообладателей при применении мер защиты своих прав в случае их нарушения за пределами их национального государства.

     Таким образом, мы видим, что усовершенствование в пользовании электронными библиотечными массивами непосредственно затрагивает имущественные права авторов произведений, что вызвано необходимостью воспроизведения произведений, путем изменения материального носителя произведений.

     Свобода доступа к произведениям, размещенным в глобальной мировой сети без разрешения автора, влечет за собой прямую возможность неконтролируемого их использования без выплаты полагающегося ему вознаграждения.

     Создаваемые электронные библиотечные каталоги при применении оригинальной системы изложения материала, могут подпадать под признаки произведения и, следовательно, охраняться законом, т.е. в данном случае они являются интеллектуальной собственностью библиотек и библиотекарей-создателей.

     Проблема является очерченной, но неурегулированной полностью законодательно. Законом предусмотрено право автора запрещать копировать произведение без его согласия, а также запрещать распространять его, в том числе и с помощью Интернета. Но практическая реализация мер по защите прав авторов произведений, используемых библиотеками, при преобразовании их в электронный вид сегодня затруднительна.

     Возможно, выход из этой ситуации следует искать в деятельности организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе. Автор может делегировать таким организациям право сбора вознаграждения за использование произведений библиотеками. А библиотекам размещать произведения в электронной форме на локальной сети учреждения с правом платного доступа, с последующей выплатой авторского вознаграждения правообладателю, через организации коллективного управления, либо менее приемлемый вариант для пользователей - обеспечить доступ без права копирования.

     Более подробно действие такого механизма выглядит следующим образом. Библиотека размещает на внутреннем или внешнем сайте публикацию (произведение) конкретного автора. Однако автор в такой ситуации не имеет возможности отследить правомерность использования ее самостоятельно, так как к произведениям на сайте имеется доступ неограниченного числа пользователей.

     В свою очередь автор для защиты своих прав заключает с организацией коллективного управления правами авторов, которая является неприбыльной общественной организацией, договор на представление его интересов перед пользователями (в данном случае первичным пользователем будет библиотечное учреждение) с правом сбора авторского вознаграждения. Имея электронный массив публикаций, библиотека также заключает с такой организацией договор о выплате авторского вознаграждения авторам, чьи произведения размещены на сайте. За каждое обращение к документу или за пользование сайтом пользователь выплачивает вознаграждение библиотеке. Библиотека в свою очередь выплатит вознаграждение организации коллективного управления, которая в свою очередь выплатит его автору, заключившему с нею договор.

     Но для реализации предлагаемого механизма следует проделать большую организационную работу в данном направлении, причем локомотивом может стать Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского, подав тем самым пример в формировании механизма защиты прав украинских авторов, чьи произведения по приказу № 436/311 передаются в её электронный депозитарий и параллельно сразу же становятся доступны через Интернет всему Земному Шару.

© автор
 
         
Выставлено 26 июня 2009 г.
.
 
© Крымский филиал Института археологии НАН Украины
© Ядрова Г.В.