-B> =>2>AB8
 
КАРТА САЙТА


Поиск по сайту
  

 

 

 

 

 

Професійна
періодика

 
 
 
 
 

 

 


Стаття
М. П. Васильченко
Управління бібліотечними фондами:
теоретичні основи див. тут....

 

 

 

 

 

 

 


СТАТИСТИКА ВІДВІДУВАНЬ







 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЛЕКТРОННА БІБЛІОТЕКА ХАРКІВСЬКОЇ ДЕРЖАВНОЇ АКАДЕМІЇ КУЛЬТУРИ
ВСІ ПРАВА ЗАХИЩЕНІ - ALL RIGHTS ARE PROTECTED-
ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ

Библиотека - это святыня
Библиотека Харьковской государственной академии культуры


     Библиотека - это святыня, которая возрождает человечность и умножает ее, хотя, возможно, наше бытие организовано достаточно несовершенно, чтобы в полной мере сейчас постигнуть животворную миссию библиотеки.
     

     Каждый из нас, задумываясь над решением важных проблем сегодня, так или иначе обращается к прошлому. Изучает его, анализирует причины достижений и ошибок, взлетов и падений. Изучать историю библиотек не только полезно, но и очень любопытно.
     

     Итак, приглашаем Вас в небольшое путешествие по страницам истории библиотеки Харьковской государственной академии культуры, которая уже семь десятилетий дарит читателям встречу с самым мудрым из чудес, которые изобрел человек - книгой.
     

     В этой истории пока что много белых пятен. О библиотеке довоенных времен мы больше знаем из воспоминаний ее читателей, чем из научных публикаций и архивов. Библиотека имела ценный фонд, который вызывал восхищение у читателей. Это не удивительно, ведь там были редчайшие издания с автографами писателей, поэтов, специалистов библиотечного дела, книговедов, которые были частыми гостями института и библиотеки. Еще с 20-х годов библиотека хорошо комплектовалась иностранными журналами по вопросам библиотековедения, библиографоведения, книговедения [6, с. 70-71]. На начало 1941 г. фонд библиотеки Харьковского библиотечного института насчитывал свыше 130 тыс. экз. [3, с. 24].

     По воспоминаниям выпускницы ХГБИ, а потом ее преподавателя Т. П. Комисаренко, библиотека занимала те же помещения на втором этаже нынешнего главного корпуса, которые она занимает и в данное время. Студенты довоенных лет активно использовали фонды библиотеки, тщательно овладевали специальностью. Особенно поражали полки с книгами в золотистых окладах. Некоторые из них попали в библиотеку из личных библиотек как дары от деятелей науки, культуры, а другие - потому, что потеряли своих бывших владельцев. Многие студенты впервые видели такое большое собрание книг и поэтому заботливо и осторожно относились к ним. Неудивительно, что Харьковский библиотечный институт, имея сильную библиотечную школу и добрые традиции, хорошо опекал свою библиотеку. К величайшему сожалению, в годы Отечественной войны библиотека была утрачена. Она не попала в Кзыл-Орду в Казахской ССР, куда ее должны были эвакуировать на правах факультета при Харьковском государственном университете [3, с. 23], но не осталась и в Харькове. Очевидцы рассказывают, что фонды были подготовлены к эвакуации и вывезены из помещения института. К сожалению, дальнейшая их судьба неизвестна. Возможно, они сгорели во время пожара здания центрального универмага, где находились, или были вывезены в Германию. По воспоминаниям читателей библиотеки довоенных лет, она обладала ценным фондом редких изданий. Возможно, кто-нибудь из читателей этой статьи встретит в фондах других библиотек книгу с печатью библиотеки ХГБИ. Мы были бы признательны за подобное сообщение.Сложным было возрождение Харьковского государственного библиотечного института после войны. Сначала возобновил свою работу только библиотечный факультет, который был открыт в октябре 1943 г. при Харьковском педагогическом институте [2, с. 72].

     Вопрос о восстановлении ХГБИ был поднят в докладной записке Комитета по делам культурно-просветительных учреждений УССР Центральному комитету КП(б)У от 20 июля 1945 года. [4, с. 524]. В постановлении Совета Министров УССР № 260 "О мерах по укреплению районных и сельских библиотек" от 5 марта 1947 г. было дано указание Комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров УССР "...відновити з 1947/1948 навчального року Бібліотечний інститут, що існував до Великої Вітчизняної війни в м. Харкові" [4, с 54], а уже приказом Комитета по делам культурно-просветительных учреждений от 22 марта 1947 г. начальнику отдела учебных заведений Комитета вменялось в обязанности "Скласти й подати до Ради Міністрів УРСР пропозиції про організацію роботи Бібліотечного інституту в 1947/1948 навчальному році. Провести підготовчу роботу по організації в 1947/48 учбовому році Бібліотечного інституту (добір професорсько-викладацького персоналу, складення учбових планів, кошторису тощо)'" [4, с 65.]. Постановлением Совета Министров УССР "О восстановлении государственного библиотечного института в г. Харькове" от 26 мая 1947 г. деятельность ХГБИ была восстановлена [4, с. 68-69].
     10 июля 1947 г. Харьковский государственный библиотечный институт возобновил свою работу по подготовке высококвалифицированных специалистов на трех факультетах: библиотековедения, библиографии, детских и юношеских библиотек. Уже с августа 1947 г. начала работать библиотека.
     

     Институт возобновил свою работу в трудных условиях. Из принадлежащих ему до войны учебных помещений институт имел возможность использовать лишь часть, которая состояла из 36 комнат. Эту же площадь во вторую смену использовал Харьковский техникум подготовки культпросветработников. В других помещениях располагались консерватория, детский сад, столовая. Флигели занимались под жилье. В институте было только 11 лекционных аудиторий, 5 учебных кабинетов. Разумеется, что в таких условиях в затруднительном положении оказалась и библиотека. Она получила две смежные комнаты площадью 152,9 кв. м, в которых разместились книгохранилище и читальный зал. Обработка литературы, комплектование кабинетов, выдача библиографических справок проводились между стеллажами книгохранилища. Не хватало оборудования. На протяжении учебного года все книги были расставлены на полу. Лишь летом 1948 г. их расставили на металлические стеллажи.С нуля пришлось начинать и комплектование. От довоенных фондов не сохранилось ни одного экземпляра. Из педагогического института в библиотеку было передано 90 экз. справочно-библиографических изданий и ни одного учебника. Средств на комплектование не хватало. В план комплектования учебными пособиями библиотека не была включена, поэтому удалось добыть лишь отдельные экземпляры учебников из библиотечного коллектора, книжных магазинов, букинистики. Почти совсем не поступали в библиотеку книги по библиотечному делу и библиографии.

     Постепенно фонд библиотеки все же увеличивается. На 1 января 1948 г. он составляет 6593 экземпляра. Но учебников и учебных пособий по профилирующим дисциплинам лишь 132 экземпляра. Одна из старейших сотрудниц библиотеки К. Я. Красильная [*] вспоминает, что дефицитную литературу приходилось распределять по часам, поскольку только так можно было обеспечить студентов. В 1948 г. библиотека обслуживала читателей одним экземпляром учебника истории средних веков, вынуждена была отвечать отказом в учебниках по библиографии, истории библиотечного дела, российской литературе Х1Х--ХХ вв.      На конец 1947/48 учебного года фонд составляет более 17 тыс. экземпляров. В 1948/49 учебном году набор студентов увеличивается вдвое, но фонд учебников не увеличивается. Уже в 1948 г. накапливается 600 экз. книг, которые нуждаются в срочном ремонте. Библиотека остро нуждается в расширении помещения, в приобретении оснащения. Штат библиотеки составлял лишь 4 человека. Первой заведующей библиотекой была Евгения Михайловна Борисова. Именно на ее судьбу выпала организация работы библиотеки в бедственных условиях первых послевоенных лет. Выпускница 1936 г. Украинского библиотечного института, Е. М. Борисова была высокообразованным человеком, имела опыт практической и преподавательской работы в области библиотековедения и большой жизненный опыт. Старшина медслужбы, участница героической обороны Сталинграда, человек инициативный, настойчивый в работе, она пользовалась уважением и большим авторитетом в коллективе [**].

     Нехватка сотрудников и бедность фонда требовали дополнительного напряжения. Все сотрудники заняты выдачей литературы. Читальный зал работает даже по выходным дням, во время сессии - по 12 часов в день. Книги получали по МБА из ХГНБ им. В. Г. Короленко, пединститута. Небольшой штат работает напряженно и самоотверженно, и это дает свои результаты. Укомплектовано литературой пять учебных кабинетов, организован алфавитный каталог. Устраиваются выставки литературы, вместе с кафедрами проводятся читательские конференции, обзоры литературы, проводятся встречи с выдающимися писателями О. Гончаром, С. Михалковым, Е. Долматовским, Остапом Вишней, А. Малышко, П. Панчем.

     Вокруг библиотеки сплотился читательский актив, который помогает в работе с каталогами, обслуживании, организации массовых мероприятий. С помощью специальных кафедр студенты-практиканты оформляют алфавитный каталог, начинают работу по созданию систематического каталога. Но этот справочный аппарат пока еще несовершенен. В 1950 г. открывается факультет культурно-просветительной работы. Институт работает по стабильным учебным планам, что улучшает качество подготовки специалистов. В 50-х годах разрабатываются учебные программы, повышается деловая квалификация педагогических кадров.

     Требования к знаниям повышаются. Возрастает и роль библиотеки, но условия ее существования улучшаются не намного. Количество студентов достигло довоенного уровня еще в 1948/49 учебном году, а библиотека с ее фондами составляла 1/6 часть уровня довоенной поры.Переворачиваем страницы отчетов института, погружаемся в атмосферу этих далеких лет... Книгохранилище на 3-м этаже имеет большую загрузку, которая не отвечает техническим нормам. Фонд обогащается, но остро не хватает учебников по библиотечному делу, культурно-просветительной работе... Институт быстро развивается, диспропорции между развитием института и положением библиотеки становятся все очевиднее. Требования к библиотеке возрастают, все громче звучит критика в ее адрес. Один за другим приходят и оставляют библиотеку заведующие (за 10 лет их сменилось пятеро), а коллектив библиотеки остается с нерешенными проблемами: помещение, оборудование, штаты. Уже в 1956/57 учебном году фонд библиотеки сравнялся с показателями довоенного периода и даже превысил их: 140 тыс. книг, брошюр, журналов [3,с. 38]. Обратить внимание администрации и общественности на потребности библиотеки, изменить отношение к ее небольшому, но трудоспособному коллективу удалось старшему преподавателю кафедры библиотечных фондов Кумок Доре Анатольевне, которую временно перевели на должность заведующей библиотекой. Ее деятельность (27.03-27.10.1960) дала толчок для быстрого развития библиотеки. Дальнейшие успехи библиотеки связаны с небольшой по времени (1960-1963), но очень плодотворной деятельностью в должности заведующей библиотекой Т. Ф. Марченко [****].

     В 1961 г. библиотека переведена в новые, более приспособленные для работы помещения на втором этаже первого корпуса. По специальному заказу художественный фонд изготовил специальное оборудование: каталожные шкафы, книжные витрины, стеллажи. Это удобное и качественное оборудование используется и сейчас. В просторном помещении абонемента выставлен для пользования систематический каталог, стеллажи с собранными в единый фонд энциклопедиями и справочниками, которые ранее находились в различных подразделениях библиотеки. Это были первые шаги к наведению порядка в справочном аппарате, и хотя библиограф пока еще работал за стеллажами книгохранилища, все же были созданы хоть некоторые условия для справочно-библиографического обслуживания.В библиотечной работе намечаются некоторые подвижки: разрабатываются тематические картотеки, составляются рекомендательные списки литературы, появляются первые попытки научной библиографической работы. При библиотеке работает студенческий рецензентский кружок. Лучшие рецензии на книжные новости, которые пишут студенты, публикуются в библиографическом бюллетене "Голос читателя", который выходил в форме стенгазеты.

     С целью информирования читателей о новых поступлениях в библиотеку, были учреждены открытые просмотры литературы (прообраз будущих "Дней информации"). К итоговой научной конференции 1963 г. была подготовлена выставка "Печатные труды преподавателей". С тех пор такие выставки, а со временем открытые просмотры, стали ежегодными и организовываются поныне. В эти годы налаживается комплектование. Оно осуществляется по заявкам кафедр с учетом их потребностей. Книги поступают из бибколлектора и книжных магазинов Харькова, из Москвы, Ленинграда, Киева и др. городов. Восстановлена тесная связь с Московским и Ленинградским библиотечными институтами, Всесоюзной книжной палатой, другими учреждениями и вузами, которые присылали библиотеке литературу.Фонд библиотеки

     на 01.07.1962 составляет 134 834 экз. (на 01.07.1950 - 26 647, на 01.07.1954 - 34 854). Библиотека в основном укомплектована учебной литературой, получает большое количество периодических изданий (1960 г. - 160 названий журналов, 34 - газет).Проводятся подготовительные работы к переучету фонда. В это время проведена большая и кропотливая работа по реорганизации каталогов, ибо на протяжении первого десятилетия существования библиотеки маленький штат в 3-5 человек не имел возможности обеспечить полноценную работу с каталогами. Они не раскрывали в полной мере фонд библиотеки, не отвечали существующим требованиям к каталогам, требовали коренной переработки.В связи с выходом в 1956 г. постановления ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" проведена проверка фондов по политическим соображениям. Пересматриваются фонды, очищаются от карточек на морально устаревшую литературу и каталоги. Работа по улучшению состояния каталогов, постоянное внимание к их идейной направленности будет продолжаться и в последующие годы.
     В 1964 г. происходит реорганизация библиотечного института в институт культуры. Увеличивается количество специализаций на обоих факультетах. Введен ряд новых предметов. Созданы условия для улучшения теоретической и специальной подготовки студентов. Библиотека обязана всеми средствами оказывать содействие институту в научной и учебной деятельности, воспитании будущих специалистов, прививать им высокие моральные принципы и художественный вкус. Сама жизнь требует от коллектива библиотеки сделать ее образцом, на примере которого могли бы учиться будущие библиотечные работники. Чтобы воплотить в жизнь эти задачи, коллектив старается улучшать работу на всех участках. Двадцать пять лет (1963-1988) возглавляет библиотеку Лариса Гавриловна Мишустина (Ключко). С ее именем связано много добрых начинаний, поиск новых, наиболее совершенных форм работы.Прежде всего, большое внимание уделялось книжному фонду. Он пополняется учебниками по общественно-политическим дисциплинам, технической библиографии и прочее. Но все же не хватает книг по клубному делу, истории театра, научно-технической информации.
     

     На протяжении 1964/65 учебного года приобретен 15 731 экземпляр. На 01.07.67 г. фонд насчитывал 176 247 экз. В 1967/68 учебном году библиотека получила 249 наименований журналов, 34 наименования газет. В 1965 г. проведен переучет и упорядочение фонда абонемента, а в следующие годы - многих учебных кабинетов.Значительно выросла выдача литературы: если в 1958/59 учебном году книговыдача составляла 39 139, то в 1968/69-224269, а в 1978-412805 экз.
     

     В 1966 г. введен единый читательский билет, который дает право на пользование книгами во всех подразделениях библиотеки и кабинетах. Обслуживание читателей проводится на общем и заочном абонементах, в читальном зале, расширяются площади библиотечных помещений. В 1964 г. открыт филиал абонемента в общежитии № 1. На абонементе библиотеки внедрена групповая форма массовой выдачи литературы в начале учебного года. Обслуживание осуществляется по четкому графику. Каждый студент получает заранее подготовленный комплект учебников, памятку читателю и "Обязанности читателя". Благодаря такой организации удается обеспечить учебниками всех студентов за короткий срок.Заочный абонемент дополнительно обслуживает студентов-заочников Львовского консультационного пункта, Киевского филиала. Учебники и учебные пособия выдавались во время сессии на месте, рассылались по почте в соответствии с заказами. Чтобы лучше обеспечить учебниками студентов по всем курсам, были выявлены жители одного города, района, поселка. Среди них назначали ответственного, который получал полный комплект учебников и на месте регулировал пользование ими. Внедрен открытый доступ к части фонда читального зала, что улучшило обслуживания читателей. Для лучшего обеспечения документами читателей, которые работают над диссертациями, активно использовали МБА. На заочном абонементе библиотеки находился фонд платных изданий института: лекции, монографии, материалы конференций. Их распространяли среди студентов, рассылали многим научным, областным и районным библиотекам УССР, СССР, областным и районным отделам культуры. Так, на-пример, в 1969 г. было реализовано 6578 экземпляров.

     Бурные 60-е годы, годы роста общественного сознания, годы светлых надежд! Невиданная ранее тяга к литературе ! Звучат мужественные песни Булата Окуджавы, поэты выступают на площадях и стадионах… В эти годы значительно активизируется воспитательная работа в институте. Проходят интересные лекции, действует музыкальный лекторий, активно работают кружки студенческого научного творчества, оживляется работа в академических группах, действует радиогазета, разворачивается шефская работа на предприятиях. Библиотека активно участвует в этой работе и в 70-е годы.Совместно с преподавателями кафедр библиотека устраивает литературные вечера, читательские конференции, встречи с выдающимися деятелями литературы, науки, искусства.

     Гостями студентов были композитор А. Хачатурян, диктор центрального телевидения В. Балашов, польский писатель Сат-Ок, Герой Великой Отечественной войны, участник партизанского движения, бывший студент института выпускник 1937 года Г. А. Балицкий и многие другие. Привлекают внимание читателей организованные библиотекой читательские конференции по популярными произведениям современной художественной литературы: В. Распутина "Живи и помни", трилогии Ю. Германа "Дело, которому служишь". Живо проходят конференции на этические темы: "Проблемы морали в советской художественной литературе" (Ч. Айтматов "Белый пароход", В. Быков "Сотников", Б. Васильев "Иванов катер"). Многолюдно, живо проходила читательская конференция по произведениям В. Аксенова с участием писателя. Особенно большую заинтересованность вызывает поэзия. Именно поэтому библиотека устраивает встречи студентов с харьковскими поэтами И. Муратовым, Б. Чичибабиным, В. Левиным, поэтические вечера: "Мой любимый поэт", "Поэты-харьковчане, которые погибли в Великую Отечественную войну" и др. В переполненном актовом зале проходит творческий вечер любимца молодежи Е. Евтушенко. Студенты - не только слушатели. Они и активные участники массовых мероприятий библиотеки. Так, на литературном вечере "Современная украинская поэзия" рядом со стихами современных украинских поэтов студенты читают и свои стихи.

     В эти годы значительно возрастает количество книжных выставок. Если в 1964/65 учебном году их было 36, то в 1978 г. - 63. Хорошо оформленные, актуальные, разнообразные по тематике, они помогали основательнее осмыслить события политической и культурной жизни, знакомили с историей науки, культуры, искусства. С этой же целью оформляются открытые стеллажи и тематические книжные полки. Большое распространение имели библиографические обзоры в академических группах. Они пользовались популярностью, всегда имели большой спрос, получали одобрение и высокую оценку общественности института. С обзорами выступили сотрудники библиотеки, к их проведению привлекались известные преподаватели (В. Н. Айзенштадт, А. 3. Житницкий, Е. Н. Борисова и др.).Все большее внимание уделяется воспитанию любви к будущей профессии. С большим успехом проходит читательская конференция "Моя любимая профессия - библиотекарь". Воспитанию любви к профессии содействуют библиографические обзоры в академических группах: "Они были библиотекарями", "Образ библиотекаря в художественной литературе", "Образ культпросветработника в художественной литературе"; книжные выставки: "Библиотекарь-должность душевная", "Искусство книги", "Книга- большая сила", "Дело, которому ты служишь"; рекомендательные списки: "Моя любимая профессия - культурно-просветительный работник", "Чудо, имя которому книга". Яркие впечатления оставили у читателей устроенные библиотекой встречи с профессором Ленинградского института культуры П. Е. Берковым, сотрудником библиотеки им. Ленина Н. Е. Добрыниной, сотрудниками редакции "Литературного наследия", выдающимися книговедами Ленинграда, Варшавы.

     60-е годы отмечены достижениями и в библиографической работе. Идет напряженная работа над созданием указателя "Печатные труды преподавателей и сотрудников Харьковского государственного института культуры" в соавторстве с сотрудником кабинета библиотековедения О. П. Насоновой, создается ряд рекомендательных списков литературы самой разнообразной тематики: "Шевченко и книга: библиографические материалы", "Советская культура за 50 лет", "Подготовка кадров культурно-просветительных работников в СССР", "Научная организация труда в вузе" и др. Особое внимание уделяется библиографической разработке российско-украинских литературных связей. В "Новых книгах УССР" напечатан библиографический обзор, подготовленный Т. С. Раскиной, "А. П. Чехов и Украина" [8]. К юбилею М. Ю. Лермонтова создается указатель "М. Ю. Лермонтов и Украина", публикуются критико-библиографические обзоры научной литературы [9].

     В эти годы внедряются такие формы информационно-библиографической работы, как "Листки оперативной информации", которые извещают преподавателей о поступлениях в библиотеку книг по заказам кафедр, об интересных публикациях в периодических изданиях. Они используются и в последующие годы, а упразднены будут лишь с появлением сигнальных карт.Вместе с открытыми просмотрами книжных поступлений, которые уже вошли в практику, устраиваются ретроспективные тематические просмотры литературы. Они помогают раскрывать фонды библиотеки, пропагандировать литературу из книгохранилища ("По странам и континентам", "Литературное наследие", "По страницам книжных серий" и др.). Тематические просмотры литературы пользуются популярностью и сегодня. Постоянное увеличение объема и сложности работ, повышение требований при хроническом дефиците кадров приводят к необходимости введения четкой организации труда, повышения квалификации кадров. Эта работа ведется в 60-70-е годы постоянно.

     Разрабатывается документация, которая регламентирует работу библиотеки: положение о библиотеке, ее отделах, должностные инструкции сотрудников, положение о каталогах, картотеке журнально-газетных статей, технологические инструкции. Сотрудники изучают передовой опыт лучших библиотек Харькова и библиотек родственных вузов, посещают научные и научно-практические конференции, которые проводятся в институте; заседания кафедр с интересной для библиотеки тематикой. Регулярно проводятся занятия по повышению квалификации, обзоры новой литературы по библиотечному делу. Руководство библиотеки и ее сотрудники - активные участники методического объединения вузовских библиотек, часто выступают с докладами на совещаниях объединения ("Виды библиографических обзоров", "Методика подготовки книжных выставок", "Картотеки отдела комплектования" и пр.).

     Заботливо воспитываются молодые кадры. Первый год работы молодые библиотекари работают под руководством и с помощью опытных наставников. Библиотека постоянно предоставляет методическую помощь лаборантам, организует для них занятия по правилам библиографического описания литературы, учета фонда, оформления каталогов и картотек. Эти занятия помогали улучшить работу кабинетов.

     Начало 70-х годов отмечено успехами на всех участках работы института. Получен новый учебный корпус. Укрепляется материальная база института, улучшаются и условия работы библиотеки. В новое помещение переведен заочный абонемент, увеличивается площадь читального зала. Библиотека получила новый читальный зал - для преподавателей и студентов 4-го курса. В 1973 г. библиотеку ХГИК награждено Почетной грамотой Министерства культуры УССР и республиканского Комитета профсоюза работников культуры.

     В 1977 г. начинает работать читальный зал в общежитии № 2. Получает новое, более приспособленное помещение, отдел обработки. Получено новое оборудование. Увеличивается на 3 должностные единицы штат библиотеки.На всех этапах развития библиотеки большое внимание уделяется комплектованию. Оно ставится на научную базу: разрабатывается тематический план комплектования, картотеки предварительных заказов, докомплектования, выполненных заказов, учебников, а с 1972/73 учебного года - картотека текущего комплектования, проводится анализ обеспеченности учебниками. Книжный фонд библиотеки на 01.07.1970 составляет 190 115 экз. (на 01.07.1950-26 647).

     Для обеспечения подготовки специалистов по новым специализациям необходимо приобрести реферативные журналы, партитуры, клавиры и пр. Стоимость этих изданий значительна. Средств, как и ранее, не хватает [*****], но благодаря рациональному комплектованию, обеспеченность студентов литературой, прежде всего, учебниками, значительно улучшается и в конце концов отвечает нормам для вузовских библиотек. Хорошо обеспечены курсы общественно-политических (1:1) и специальных дисциплин (1:1; 1:2; 1:3).В начале 70-х годов в новом помещении отдела обработки часть комнаты отделили шкафами и там расположили стеллажи со справочным фондом, каталоги, картотеки, стол для посетителей и рабочие места двух библиографов. Увеличивается количество посещений, растет количество выполненных справок. Если в 1969/70 учебном году было выполнено 566 справок, то в 1976 г.- 1660. Значительное место занимают справки, связанные с научно-исследовательской работой преподавателей, выполнением студентами курсовых и научных исследований, подготовкой докладов в кружках СНО. Постоянно пополняется выставка "Знакомьтесь, новые указатели и справочники". Работа над тематической картотекой художественной литературы начинается в 1972 г. и продолжается в последующие годы. Существенно изменилась картотека журнальных статей. Из читального зала, где она находилась, ее передали библиографам. Разработано "Положение о картотеке", согласно которому осуществлена ее реорганизация.

     С 1973 г. введен безынвентарный учет литературы, которая поступила в большом количестве. Фонд библиотеки по профилю вуза используется полностью.С основным заданием - обеспечить учебный процесс, создать условия для самостоятельной работы — библиотека справилась. Увеличивается количество учебных кабинетов (в 1975 г. их было семнадцать). Вырастают и упорядочиваются их книжные фонды. Организация самостоятельной работы студентов -важное звено учебного процесса. Библиотека стремится помочь студентам в самостоятельном овладении знаниями, научить рационально работать с книгами. Особая забота - о первокурсниках. Для них в начале года проводятся экскурсии по библиотеке и кабинетам. В библиотеке постоянно Проводятся беседы о культуре чтения, читательские конференции ("Учись учиться"), устраиваются книжные выставки ("Тебе, первокурсник"), составляются рекомендательные списки литературы ("Как работать с книгой", "Читателю о каталогах"), картотеки.Активизируется работа по распространению библиотечно-библиографических знаний.

     В 1972/73 учебном году сделаны первые шаги по библиотечно-библиографической ориентации студентов факультета культурно-просветительной работы. Разработана программа по основам информатики, библиотековедения и библиографоведения для студентов 1-го курса этого факультета. На первых порах они проводились по 4-часовой, а со временем - 8-часовой программе. Внедрены библиографические занятия с молодыми преподавателями музыкальных кафедр. Одной из ведущих задач библиотеки в 70-е годы было налаживание научной информации и, прежде всего, организация сети информаторов-референтов кафедр. Приказом ректора № 335 от 23.11.1970 г. такая служба была введена, определено содержание работы, права и обязанности всех, кто к ней был привлечен. Информаторы кафедр были обязаны получать в библиотеке информацию по профилю кафедры и передавать ее преподавателям. Для информаторов библиотека проводила инструктивные совещания, беседы, консультации. Оформлен уголок информатора, где выставлялись информационные издания, оформлена выставка "В помощь информаторам", картотека методической литературы, картотеки "Новые книги", "Статьи из новых журналов и газет", "Периодические издания, которые получает библиотека".

     Руководству института предоставляется информация по вопросам высшего образования и культурно-просветительной работы на сигнальных картах. В 1974 г. в институте был организован научно-исследовательский сектор, но штатных работников службы информации, как и раньше, не было. Информаторы кафедр выполняли эту работу на общественных началах и далеко не все безупречно, что не могло удовлетворить потребности кафедр в информации. С октября 1977 г. библиотека начала издавать и передавать на кафедры "Бюллетень новых поступлений в библиотеку ХГИК". Информация приблизилась к потребителю. Крепнут отношения библиотеки с кафедрами.

     С 1977 г. внедрены "Дни кафедр". Такие мероприятия со временем организовывались почти на всех кафедрах обоих факультетов. Они оказались удобной и полезной формой работы, содействовали большему взаимопониманию и контакту. Значительные сдвиги в информационной работе произошли в 80-е годы. По приказу ректора № 154 от 27.10.1981 г. "Об усовершенствовании работы по научной информации в институте" информационная работа возлагалась на информационно-библиографический отдел библиотеки.      

     В 1982 г. отдел получает отдельное помещение и две штатные должности для организации сектора информационной работы. Создан сектор информационной работы. Длится поиск наиболее приемлемых для института форм работы. Продолжается кропотливое изучение отраслевой литературы и опыта информационной работы вузов Харькова, институтов культуры страны, разработка регламентирующих документов, которые определили функции службы информации: положение о службе научной информации, положение о днях информации, должностные инструкции сотрудников, которые осуществляют информационную работу, положение об информаторах кафедр, разработаны и внедрены анкеты абонентов систем ДОР и ИРИ, анкеты-заказы на получение информации. В составе справочно-информационного фонда выделен фонд авторефератов диссертаций, фонд ксерокопий статей по вопросам культуры, культурно-просветительной работы, библиотечного дела.

     Разработка и внедрение целого ряда служебных информационных картотек (текущей информации, присланной информации, талонов обратной связи), анкетирование с целью выявления информационных потребностей, разработка фактографической картотеки "Вузы и факультеты культуры", папок-досье "Руководящие материалы по вопросам культуры" и "История ХГИК" - это далеко не полный перечень работ, которые были выполнены в это время. На перфокартах с краевой перфорацией разработана рейтерная картотека "Высшая школа". По материалам этой картотеки со временем начали издавать ретроспективный указатель "Высшая школа". С 1985 г. составляется и передается кафедрам бюллетень "Информация о запланированных министерствами и ведомствами СССР, АН СССР, ВЦСПС, Всесоюзным обществом "Знание" всесоюзных научных совещаниях, конференциях, симпозиумах по профилю подготовки специалистов".
     

     Информационное обслуживание осуществляется с помощью сигнальных карт в двух направлениях: информация руководства института по вопросам высшей школы и по вопросам культуры и искусства. На первых порах оно сводилось к обеспечению комплексных научных тем, но с 1985 г. службу информации "ХГИК" было принято в качестве коллективного абонента информации Республиканского центра информации по вопросам культуры и искусства. Это дало возможность обеспечить информацией все специальные кафедры обоих факультетов и искусствоведческой кафедры. Таким образом, только за 1985 г. 20 абонентам по 65 темам было прислано 435 сигнальных сообщений.

     Употребляя разнообразные формы и методы информационного обслуживания специалистов, информационная служба все теснее связывает свою работу с потребностями института.

     С 1988 по 1995 г. библиотекой ХГИК заведует Валентина Семеновна Шендрик, которая до этого много лет возглавляла отдел обслуживания. Она хорошо знала проблемы библиотеки и заботилась о том, чтобы их решить. А проблемы оставались старые: увеличивалось количество читателей, возрастал объем фонда (на 01.01.91 г. он составлял 382013), а площадей не хватало. В поисках оптимальных решений неоднократно изменяется структура библиотеки. Так, в 1990 г. читатели могли воспользоваться услугами пяти читальных залов, двух абонементов, 18 кабинетов кафедр, а уже в 1991 г. читальный зал факультета культурно-просветительной работы реорганизован в абонемент. Лишь два года функционировал научный читальный зал (в 1992 г. расформирован), в 1991 г. ликвидирован заочный абонемент, кабинет общественных наук трансформирован в читальный зал гуманитарного цикла, ликвидировано восемь кабинетов кафедр, а в конце 1991 г. организован учебный абонемент, который просуществовал до августа 1995 года. Абонемент нотно-музыкальной литературы несколько раз трансформировался, принимая в свой состав фонды кабинетов музыкальных кафедр, переезжал в другие помещения. Научно обоснованной концепции развития структуры библиотеки не было выработано, поэтому все эти реорганизации в конце концов привели к нерациональному использованию фондов, ресурсов рабочего времени, перегрузке библиотекарей, которые должны были выполнить тысячи отметок в каталогах, служебных картотеках, учетных документах. Поспешность при перемещениях привела к разорению справочного аппарата подсобных фондов. К сожалению, библиотека была и остается заложницей нехватки помещений в вузе.

     В 1990 г. проведено изучение читательских потребностей, которое выявило недостаточность экземпляров программной художественной литературы, изданий по теории культурно-просветительной работы, художественной культуре, отсутствие литературы по социологии. К изучению читательских потребностей библиотека обратилась снова только в конце 1995 г. и с тех пор продолжает эту работу постоянно. Нужно сказать, что в начале 90-х годов комплектование библиотеки было удовлетворительным. Так, в 1990 г. поступило 15 132 экз. (на комплектование израсходовано 21 487 руб. 31 коп. на книги и 9661 руб. 60 коп. - на периодические издания), в 1991 г. - 17 786 экз. (83 148 руб. 64 коп., из них 24 000 - на периодические издания), в 1992 г. - 11 660 экз. (145 994 крб. 81 коп., из них 34 000 - подписка периодических изданий), а в 1993-1996 - значительно ухудшилось.В эти годы библиотеку настигли еще две проблемы: моральное старение фонда, его физический износ и некачественная полиграфия новых поступлений. Новые книги просто рассыпались после одного чтения. Возникла потребность в должности переплетчика. В фондах накапливается непрофильная литература, издания по ликвидированным специальностям и дисциплинам (например, "медицина"), а изменения в политическом и экономическом курсе предопределяют моральное старение значительной части фонда. Так, если в 1990 г. было изъято около 10 тыс. томов, то в 1991 -32 945, в 1992-28 641, 1993 - 13 042,1994 -4372,1997 - 14007, 1998-7569.
     

      Значительные потери изданий происходят по вине читателей. Перемещение фондов, ликвидация абонементов, кафедр, увольнения работников заставляют тратить много времени на переучеты фонда, большая нагрузка библиотекарей не позволяет поддерживать все участки работы на высоком уровне. Таким образом, и работа со справочным аппаратом уже не отвечает требованиям. Постепенно отмечается невыполнение плановых задач по проведению массовых мероприятий из-за снижения активности студентов, нежелания принимать участие в массовых мероприятиях. Хотя воспитательная работа библиотеки и сходила на нет, все же следует отметить, что вечера "Друзі рідної мови", "О рідне слово, що без тебе я?", "Моя Україна", диспуты; "Как жить?", "Жертвы культа", читательская конференция "Книжная графика детям" по творчеству А. Ф. Лосева, беседы о творчестве художника А. Куинджи, поэтов Б. Пастернака, О. Берггольц, обсуждение фильмов и другие проходили живо, были хорошо подготовлены и имели широкий резонанс.Как в 80-е, так и 90-е годы списки литературы составляются непосредственно по запросам читателей. Так, по запросу Школы педагогического мастерства составлены списки: "Активные методы обучения", "Организация самостоятельной работы студентов в вузе", "Учебный процесс: дороги интенсификации", "Новые формы преподавания в вузе"; для Методического Совета библиотечного факультета - "Проблемы высшего заочного образования", "Лекция в высшей школе", обзор "Технические способы обучения".

     Основное направление в библиографической деятельности в 90-е годы - библиографическое и информационное обеспечения проблем высшей школы. Библиографы активно участвовали в информационном обеспечении работы вуза над темой "Психолого-педагогическое обеспечение интенсификации учебного процесса в вузах культуры". Составляются списки литературы: "Учебный процесс: дорога интенсификации" (1991), "Заочное образование в вузах Украины" (1992), "Концепция развития высшего образования" (1992), "Вступительные экзамены в вузах Украины". С 1991 г. библиографы проводят консультации преподавателей по вопросам оформления депонирования рукописей. Выполняют большое количество справок. Составлена картотека авторефератов, благоустроен их фонд. По заказу кафедр разработана картотека "Высшее образование Украины: новые законодательные акты" (1993), "Многоступенчатая подготовка специалистов" (1993). Подготовлен и издан дайджест "ХГИК: Что написано пером" [13]. К 65-летию института составлен библиографический указатель трудов преподавателей [1], который охватывает наиболее значительные научные работы и учебные издания преподавателей института. И хотя те годы не были столь же плодотворными, как предыдущие, вероятно, это можно объяснить большим количеством структурных изменений, сокращением площадей библиотеки, ухудшением комплектования фонда, экономической нестабильностью. Библиотекари прилагают много усилий в работе по наведению порядка в фонде, работе с должниками, выполнению многочисленных справок, консультаций и все же текучесть кадров, отказы на запросы читателей, недостаточное комплектование, несоответствие каталогов фонду библиотеки постепенно приводят к проблемам в работе.

     С октября 1995 г. библиотеку возглавляет Семененко Лариса Петровна.

     Изменения в обществе, экономике, образовании, науке определили необходимость проанализировать состояние дел в библиотеке и взять решительный курс на улучшение работы всех участков деятельности библиотеки. Хотя и горькими были замечания комиссии Ученого совета и замечания читателей, которые получила библиотека в результате маркетингового исследования "Библиотека глазами читателя", проведенного осенью 1995 года, все же они дали возможность посмотреть критически на состояние дел и выработать стратегию развития на будущее. Коллектив библиотеки направил свои усилия на улучшение работы всех подразделений библиотеки, внедрение новых информационных технологий, на формирование положительного имиджа библиотеки на основе использования достижений в области библиотековедения, библиографоведения, документоведения в тесном сотрудничестве с преподавателями.Библиотека содействует получению образования и знаний путем формирования фондов и обеспечения доступа к ним, превращает информацию в знания, которые могут быть использованы с образовательной, исследовательской, коммерческой или иной целью. Ее роль и в том, чтобы помочь читателям получить и использовать информацию, и в том, чтобы сохранить свои фонды как часть национального достояния.

     Библиотека превращается из книгохранилища информации в узел доступа для поиска электронной информации, сохраняя функцию поставщика опубликованной информации, ее поиска в возрастающем информационном потоке.Ныне библиотека имеет многоотраслевой фонд, насчитывающий около 330 тыс. единиц хранения. Он включает отечественную и зарубежную научную литературу, учебную и справочную по профилю подготовки специалистов, согласно учебным планам и программам курсов. Академия готовит специалистов на пяти факультетах. На факультете библиотековедения и информатики по специальности "Библиотековедение и библиография" проводится подготовка по следующим специализациям: библиотековедение и информационная деятельность; библиография и информационная деятельность; библиография; книговедение; книгоиздательская деятельность; библиография; книговедение; организация книготорговой деятельности.

     Интересны и перспективны специализации факультета документоведения и информационной деятельности: архивоведение и информационное обеспечение архивных учреждений; документно-информационные системы; международные информационные системы и сети; документно-информационное обеспечение органов управления. На факультете культурологии студенты обучаются по четырем специальностям: "Социальная педагогика", "Музейное дело и охрана памятников истории и культуры", "Культурология" (специализации: "история и теория культуры; этнокультурология), "Менеджмент организаций" (специализации: менеджмент и экономика социально-культурной сферы; менеджмент международного туризма; менеджмент рекламы). Особую заботу библиотекари уделяют комплектованию нотно-музыкальных изданий для студентов факультета музыкального искусства, который ведет подготовку специалистов по специальностям: "Музыкальная педагогика и воспитание", "Музыкальное искусство" (специализации: оркестровые духовые и ударные инструменты, народное пение, музыкальный фольклор, народные инструменты, хоровое дирижирование, музыкальное искусство эстрады, эстрадное пение). Режиссерско-хореографический факультет готовит специалистов по специальностям: "Театральное искусство", "Хореография", "Кино- и телеискусство".

     Фонд постоянно пополняется литературой по профилю этих факультетов, а также документами на электронных носителях информации. Пока что их фонд малочисленный -70 единиц, но в дальнейшем планируется комплектовать библиотеку библиографическими и полнотекстовыми базами данных на CD-ROM дисках. Их использование предоставляет больше возможностей для поиска, сокращает его время.В связи с внедрением информационных технологий больше внимания уделяется повышению квалификации, подбору кадров, поскольку переход на новые технологии определил пересмотр профессиональных требований, а значительное сокращение штата (9,5 единиц) требует согласованной и высокопрофессиональной работы всех подразделений библиотеки. 80% сотрудников обладают навыками работы на ПК. Хорошие навыки работы на компьютере демонстрируют выпускники ХГАК, которые получают приглашения на работу в библиотеку на конкурсной основе. Создано три автоматизированных рабочих места. ПК подключены к сети INTERNET.

     С 1997 г. ведется электронный каталог на новые поступления. Пока его объем составляет около 4 тыс. записей. На его основе печатаются бюллетени новых поступлений, списки сигнальной информации, карточки для алфавитного и систематического каталогов, которые пока что ведутся параллельно. Справочный аппарат отредактирован. В будущем будет выполнена работа по конверсии каталогов в машиночитаемую форму. Значительно выросла заинтересованность сотрудников автоматизацией технологических процессов. Надеемся, что в недалеком будущем будут автоматизированы все участки деятельности библиотеки, ведь только при таких условиях внедрение ПЭВМ будет иметь максимальную отдачу.

     Изменилась стратегия комплектования документами. Средства используются для приобретения более широкого репертуара книг. Разрабатывается научно обоснованная политика формирования и сохранения библиотечного фонда, которая основана на изучении учебных программ, тематики научной работы преподавателей и студентов. Информация о состоянии книжного рынка оперативно отслеживается и систематизируется в картотеке текущего комплектования. При закупке учебников преимущество отдается научно ценным изданиям, а в случае их равноценности - изданиям на украинском языке. При недостаточном финансировании видим в этом выход для обеспечения учебного процесса. К приобретению изданий относимся взвешено, обращаемся за консультациями к ведущим специалистам академии, внимательно следим за состоянием книжного рынка. Помощь в комплектовании предоставляют благотворительные организации, читатели библиотеки, авторы книг (1997 г.- 522 экз., 1998 г.- 674 экз., 1999 г.- 188 экз.). Более активной стала издательская деятельность академии, увеличились поступления трудов преподавателей в библиотеку (1997 г.- 255 экз., 1998 г.- 2395 экз., 1999 г.- 12 848 экз.), осуществляется книгообмен между библиотеками (1997 г.- 123 экз., 1998 г.- 73 экз., 1999 г.- 58 экз.). Приобретенная литература активно используется.

     Кропотливая работа проводится по упорядочению фондов всех подразделений. Проанализировано состояние использования большинства изданий, более 70 тыс. экз. перемещены в другие структурные подразделения, где они используются более активно. Книги приблизились к читателю. На протяжении 1996-1999 гг. из фонда изъято около 44 тыс. экз. Эти мероприятия дали возможность более рационально использовать площади, хотя их и ныне не хватает.В отдельную коллекцию собираются труды преподавателей ХГАК. Особой гордостью библиотеки является фонд старопечатных книг и редких изданий XVII-XIX вв. Среди них: "Маргарит" Иоана Златоуста (Острог, 1595), "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого (1703), "Ключъ разумения" И. Галятовского - лаврское издание (1659), "Анфологион", изданный в типографии Киево-Печерской лавры (1619), "Аттическое красноречие, или Книга избранных речей" Эриция Путеанского (1644), "Букварь" Кариона Истомина (1694), "Городская и деревенская библиотека" (1784), "Экономической магазинъ" (1788), "Архангельское Евангелие" 1092 года (1912), "Земноводнаго круга краткое описание" (1719), "Три разсуждения о трехъ главнейшихъ древностяхъ российскихъ" (1773), прижизненные издания выдающихся писателей с маргиналиями, издания Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге и пр.

     Фонд редких книг насчитывает более 700 изданий. Интересна коллекция библиографических указателей XIX ст. Конечно же, есть библиотеки с более богатым и ценным фондом, но каждая из них, в том числе и наша, не повторяет никакую другую.Начата работа по созданию коллекции учебников и учебных пособий по профилю подготовки специалистов. Выделены обменный и резервный фонды.Большое внимание уделяется рекламе библиотечного фонда. Активно используются выставки, просмотры, обзоры изданий, дни кафедр, дни специалиста. На раскрытие фонда направлены и массовые мероприятия. К ним привлекаются поэты, писатели, преподаватели, книговеды, выдающиеся библиотекари, библиографы. Интересно прошли встречи с книговедом И. Я. Лосиевским "О книгах и книжниках", с работниками ЦНБ ХГУ и ХГНБК Н. И. Березюк, Т. И. Шерстюк "Моя профессия - библиограф", с коллекционером музыкальных записей С. В. Столяровым. "'Из истории городского романса", с председателем областного общества книголюбов Г. Н. Бурденко, с поэтами С. К. Шелковым, Н. А. Супруненко; вечера: "Авторская песня", "Трагедия на Черной речке", "Шрамы войны", вечер памяти Бориса Чичибабина, "Свидание с весной", "Поэт-пророк (Ф. Г. Лорка)", "Эпизоды творческой судьбы " и другие. Библиотека активно участвует в работе научных конференций Академии. К юбилейным датам выдающихся ученых академии оформляются книжные выставки их работ.

     Много внимания уделяется воспитанию у читателей комплекса нравственно-этических, эстетических и политических ценностей. Запросы и потребности читателей - в центре внимания библиотекарей. Коллектив библиотеки хорошо понимает сложность и ответственность задач по улучшению всех направлений и форм воспитательной работы в вузе, поэтому и стремится, чтобы библиотека была не только научной лабораторией, но и центром культуры в академии. К участию в массовых мероприятиях привлекаются студенты творческих специальностей. Широкое сотрудничество со студентами дает возможность улучшить воспитательную работу.

     Обслуживание осуществляется на четырех абонементах (общий, учебной, нотно-музыкальной, детской литературы), в читальном зале и шести кабинетах специальных кафедр. Библиотека обслуживает свыше 3300 читателей по единому учету и больше 8000 - во всех подразделениях. Мы учитываем такие факторы, как возрастающая потребность читателей в получении образования, в доступе к информации, потребности переквалификации, беспрерывного образования; увеличение использования компьютерной техники, необходимость отдаленного доступа к обслуживанию в связи с внедрением форм дистанционного обучения. Поскольку библиотека высшего учебного заведения ориентирована на обеспечение образовательной деятельности, в случае необходимости мы предоставляем возможность работать в читальном зале преподавателям и студентам других вузов бесплатно. Вузовская библиотека постоянно решает дилемму, как обеспечить максимально возможный репертуар по учебным дисциплинам и одновременно удовлетворить спрос многих читателей на одну и ту же книгу. Это не всегда удается.

     Тесное сотрудничество с руководством факультетов библиотековедения и информатики, документоведения и информационной деятельности дало свои положительные результаты. Студенты первого курса на протяжении первого семестра работают в библиотеке в свободное от занятий время. Они овладевают простыми процессами и операциями, знакомятся с особенностями работы на различных участках. Это облегчает процесс профадаптации, изучения цикла специальных дисциплин. Некоторые лабораторные и практические занятия по документоведению и библиографоведению студенты выполняют на базе библиотеки ХГАК. Ежегодно на базе библиотеки выполняют задачи программы производственной практики студенты 2,3 и 4-го курсов. Студенты старших курсов изучают опыт нашей библиотеки при подготовке научных, курсовых и дипломных работ. Результаты этих исследований внедряются в работу библиотеки. Обратная связь помогает коллективу библиотеки лучше решать проблемы, совершенствовать информационное и библиографическое обслуживание, справочный аппарат.Библиотекари постоянно консультируют читателей по вопросам практики работы библиотеки, библиографического оформления дипломных и диссертационных исследований, подготовки результатов исследований и рукописей на депонирование, осуществляют поиск информации в INTERNET, предоставляют значительную методическую помощь библиотекам техникумов и некоторых вузов.
     

     Проводится упорядочение справочного аппарата библиотеки. Уже частично отредактирован алфавитный каталог книг, объем которого составляет более 65 тыс. карточек. В отдельности ведется алфавитный каталог нотно-музыкальных изданий (свыше 10 тыс. карточек). Систематический каталог насчитывает около 75 тыс. карточек.
    

     Ведутся картотеки: новых поступлений, книгообеспеченности, брошюр, периодических изданий, авторефератов диссертаций, новых изданий об Украине, названий художественных произведений, тематические картотеки.Расширяя перечень информационных услуг, учитываем все большую персонификацию информационных потребностей каждого преподавателя и стараемся их удовлетворить. Индивидуальное информирование руководства и ведущих специалистов академии осуществляется в режиме ДОР, ИРИ. Более чем 70 абонентам передается свыше 11 тыс. сигнальных сообщений ежегодно; выполняется более 10 тыс. справок, предоставляется более 3 тыс. консультаций. В последние годы чаще используется принцип диверсификации информационных услуг.Опубликован дайджест "Виват, Академия!", который стал продолжением дайджеста "Что написано пером", вышедшего в 1995 г., библиографический указатель "Печатные труды преподавателей и сотрудников Харьковской государственной академии культуры (1947-1998) Ч. 1" (33,2 печатных листа), две научные статьи.

     Библиотекари отдают себе отчет, что обучение в вузе - это период формирования четких позиций, национальных и общечеловеческих духовных ценностей, морального становления личности. Профессиональная ориентация на читателей, внедрение маркетинговой концепции развития библиотеки, ориентация на способность создать и поддерживать соответствующий имидж библиотеки, на использование новейших библиотечно-информационных технологий дает возможность коллективу библиотеки ХГАК направить свою работу на обеспечение учебного процесса, на создание максимально благоприятных условий для творческой деятельности читателей.В библиотеке работают 26 человек, имеющих высшее специальное образование. Возрастающий объем работы библиотеки требует увеличения штата, поскольку внутренние резервы на сегодня исчерпаны. Надлежащее внимание уделяется повышению квалификации сотрудников. Это лекции и практикумы по библиотечному маркетингу, психологии общения, информационным технологиям, обсуждение научных публикаций, изучение опыта других библиотек, консультации преподавателей специальных кафедр, занятия по программе общественного Университета библиотекаря, областных курсов повышения квалификации работников культуры, участие в работе методических семинаров ЦНБ ХНУ, мероприятиях Харьковского библиотечного общества, активным членом которого является библиотека. 15 сотрудников получили подготовку, необходимую для работы на ПК. Внедрение информационных технологий определило пересмотр профессиональных требований к систематизаторам, каталогизаторам, библиографам. В библиотеку пришли молодые специалисты, которые хорошо подготовлены и умеют работать.
     

     Переход на новые технологии с использованием ЭВМ определил необходимость пересмотра кадровой политики библиотеки ХГАК, а значительное (на 30%) сокращение штата потребовало четкой, слаженной работы всех участков, совершенствования технологии. Значительно выросла заинтересованность автоматизацией библиотечных процессов. Библиотека активно сотрудничает с кафедрой информационных технологий ХГАК и Ассоциацией современных информационных и библиотечных технологий, членом которой она является.На основе записей в электронном каталоге ежеквартально публикуются бюллетени новых поступлений, распечатываются карточки для алфавитного и систематического каталогов, которые пока что дублируются в карточной форме. В электронном варианте ведутся библиографические базы данных (БД): "Периодические издания", "Законы и постановления", "Высшая школа", "Труды преподавателей ХГАК". В различные БД введено более 20 тыс. записей. Разработана БД "Нотные издания". В нее вводятся записи на новые поступления и на весь ретроспективный фонд нотных изданий, который насчитывает более 10 тыс. экз. С 1997 г. нотные издания систематизируются по таблицам ББК, к ним определяются ключевые слова, чего не делалось ранее. На основе библиографических БД осуществляется информирование читателей, выполнение справок в режиме автоматизированного поиска. При увеличении компьютерного парка планируется создание электронного каталога на весь фонд библиотеки, организация автоматизированных рабочих мест читателей. Разрабатывается БД "Учет".

     На первый взгляд кажется, что внедрение автоматизированных технологий в любой технологический процесс приводит к повышению эффективности работы, снижению нагрузки на персонал. Но появление компьютеров в библиотеке пока что не привело к таким результатам. Внедрение автоматизированных технологий не могут дать моментальной отдачи. На первом этапе автоматизации штат библиотеки приходится увеличивать, а не уменьшать. Введение информации в базу данных требует значительно больше времени, внимания и аккуратности, ведь любая ошибка понятна человеку, но не машине. Невозможно, да и нет смысла создавать в библиотеке отдельные автоматизированные рабочие места, которые не связаны между собой.Развитие библиотек все больше зависит от информационных технологий. Мы хорошо понимаем, что если библиотека не будет иметь соответствующей инфраструктуры информационных технологий, она не сможет взаимодействовать с другими библиотеками, организациями.

     Библиотека должна иметь свою личную стратегию вхождения в информационное общество с учетом и разработкой своей реакции на благоприятные и неблагоприятные возможности, и определить свою роль в нем. Наша библиотека имеет все возможности для того, чтобы обеспечить себе место и роль в будущем информационном обществе через разработку четкой и согласованной стратегии развития, ведь библиотеке предстоит стать научной лабораторией вуза. С приподнятым настроением библиотекари встретили первый Всеукраинский день библиотек.

     Он дал хороший повод, чтобы вспомнить ветеранов библиотеки, тех, кто добросовестно и вдохновенно работал в ней долгие годы. Это и заведующие Борисова Е. М., Гандельман Е. М., Кумок Д. А., Марченко Т. Ф., Мишустина (Ключко) Л .Г., Шендрик В. С; патриоты библиотеки, которые создавали библиотеку заново - Красильная К. Я., Науменко (Слюсарева) О. А., бывший молодой специалист Литвиненко О., которая работала всего несколько лет, но сумела завоевать любовь и благосклонность читателей и коллег благодаря своим знаниям и профессионализму. Длительное время успешно работали в отделе комплектования и обработки литературы Черниловская Э. Я., Пепенко Л. А. Успешной была работа в должности заведующей отделом Куропаткиной И., хорошими специалистами были библиографы Карамишева (Белоусенко) Л. И., Гура М. И., Колесниченко Т. И. Более 40 лет успешно работает библиограф Раскина Т. С, более 20 лет - библиотекарь, а ныне - заведующая отделом обслуживания Тополевская В. Г., библиотекарь I категории Казакова Е. В., около 20 лет - библиограф Евсеенко С. В., библиограф, а ныне заведующая справочно-библиографическим отделом - Онуфриева Е. Н.

     Праздники заканчиваются, а библиотекари снова возвращаются к своим читателям: выдают документы, выполняют справки, предоставляют консультации, отвечают на самые невероятные вопросы, находят книги по различным признакам, которые не может учесть ни один каталог мира.Каждый день в библиотеку приходят студенты, преподаватели вуза, жители города Харькова, которых интересуют фонды нашей библиотеки. Среди них, как и прежде, выдающиеся ученые, талантливые педагоги, яркие художники. Надеемся, что библиотекари тоже помогли им в научных поисках и творческих достижениях, ведь библиотекарь - это тоже научный работник, только он работает одновременно над многими диссертациями, но не своими.

Список использованных источников

  1. Библиография трудов преподавателей института культуры / Харьк. гос. ин-т культуры; Сост. Т. Л. Думская, Т. И. Колесниченко, С. В. Рудим; Под ред. Л. М. Борискиной B. К. Удаловой, Т. И. Колесниченко - X., 1994,- 131 с.
  2. Высшее библиотечно-библиографическое образование в СССР и за рубежом: Библиогр. указ. лит. / Моск. гос. ин-т культуры; Сост. Е. Г. Симонова.- М., 1989.- Ч. 1-4.
  3. Євсєєв О. I., Виноградов А. П., Майборода О. А. Підготовка культосвітніх працівників в Харківському бібліотечному інституті // Учені зап. / Харк. держ. бібл. ін-т.-Х.: Вид-во Кн. палати УРСР, 1957.- Вип. 3.- С 3-51.
  4. Книга и книжное дело в Украинской ССР: Сб. док. и материалов. 1941-1984,-К., 1986.-566 с.
  5. Кушнаренко Н. М. Артефактні книжкові видання в фондах бібліотеки Харківської академії культури // "Схід - Захід": іст.-культурол. зб.- X.: Майдан, 1998.- Вип. 1.- С.165-170.
  6. Левин К. В Харькове // Крас, библиотекарь.- 1928.- № 2- C. 70-71.
  7. Оприщенко А. Л., Портной Г. А. Піввіковий рубіж - наші досягнення і задачі // Бібліотекознавство і бібліогр.-1979.- Вип. 19.-С 12-20.
  8. Раскина Т. С. А. П. Чехов и Украина // Новые книги УССР.- I960.- № 2.- С. 32-35.
  9. Раскина Т. С. М. Ю. Лермонтов в оценке украинского советского литературоведения // Бібліотекознавство і бібліогр.- 1976-Вип. З-С. 115-125.
  10. Уманська П. Про чергові завдання вузівських бібліотек // Б-ка у соц. будівництві.— 1936.- № 8.— С. 20-24.
  11. Фридьева Н. Я. Подготовка библиотечных кадров на Украине // Крас, библиотекарь.- 1930-№ 10.- С. 42-45.
  12. Харьковский государственный институт культуры. 1929-1969 / Под ред. А. Л. Оприщенко.- X.: Высш. шк., 1979.-71 с.
  13. ХДІК: Що написано пером.. [Дайджест] / Уклад.: А. Ф. Воловик, В. М. Шейко, Т. 1. Колесніченко, Т. Л. Думська.- X.: ХДІК, 1995.- 97 с.
  14. Ссылки[Отчеты о работе ХГБИ, ХГИК за 1947-1986 гг.].- Архив Харьковской государственной академии культуры.
  15. [Отчеты о работе библиотеки ХГИК, ХГАК за 1990- 1998 гг.].-Архив ХГАК.

  • [*] К. Я. Красильная работала в библиотеке со дня возобновления ее работы в 1947 г. до выхода на пенсию в 1981 г.
  • [**]В 1949 гг. Е. М. Борисова переведена на преподавательскую работу. В 1949-1970 гг. она заведует кафедрой детской литературы, в 1970-1975 г. преподаватель этой кафедры.
  • [***] Д. А. Кумок с 25.10.1960 г. переведена на должность преподавателя. С мая 1963 г. - старший преподаватель кафедры библиотечных фондов и каталогов; в 1973-1986 гг. - доцент кафедры.
  • [****] С 01.11 1963 г. Марченко Тамара Федоровна - преподаватель, с 1966 г. - ст. преподаватель кафедры библиотечных фондов и каталогов. В 1972-1986 гг. - декан заочного отделения.
  • [*****] Нормы денег не отвечают реальным затратам. Библиотека получает на комплектование 10 тыс. руб. из расчета на каждого студента библиотечного факультета 6 руб. 60 коп. (заочного отделения - 40 коп.); факультета культ-просветработы - 10 руб. (заочного отделения - 2 руб. 50 коп.).

         
    Семененко Лариса Петровна, директор библиотеки ХГАК
    Полный текст статьи см.: Очерки истории вузовских библиотек г. Харькова. – X., 2001.
    С.282-316

Электронная копия © Ядрова Г.В.

РИ ЦИТУВАННІ ПОСИЛАННЯ НА ДРУКОВАНІ ТА ЕЛЕКТРОННІ ДЖЕРЕЛА ОБОВ'ЯЗКОВА
REFERENCE TO THE PUBLISHED ELECTRONIC RESOURCE IS NECESSARY DURING QUOTING
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ ССЫЛКА НА ПЕЧАТНЫЙ И ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА
 
 

     
Виставлено 4.8. 2011 р..
 
© Бібліотека Харківської державної академії культури