-B> =>2>AB8
 
КАРТА САЙТА


Поиск по сайту
  

 

 

 

 

 

 

 

Професійна
періодика

 
 
 
 
 

 

 


Стаття
М. П. Васильченко
Управління бібліотечними фондами:
теоретичні основи див. тут....

 

 

 

 

 

 

 


СТАТИСТИКА ВІДВІДУВАНЬ







 

 

 

 

 

 

 

 

 
ЕЛЕКТРОННА БІБЛІОТЕКА ХАРКІВСЬКОЇ ДЕРЖАВНОЇ АКАДЕМІЇ КУЛЬТУРИ
ВСІ ПРАВА ЗАХИЩЕНІ - ALL RIGHTS ARE PROTECTED-
ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ

Библиотека творческого вуза - лаборатория талантов
Библиотека Харьковского государственного института искусств им. И. П. Котляревского

     Библиотека Харьковского государственного института искусств им. И. П. Котляревского - одна из старейших и крупнейших музыкальных библиотек Украины. Ее история ведет свое начало еще с 70-х годов XIX века, времени, когда в Харькове при поддержке императорского Русского Музыкального общества (ИРМО) были открыты музыкальные классы, учиться в которых могли все желающие. Практически сразу при классах стала формироваться библиотека, которая пополнялась сначала благодаря добровольным пожертвованиям учеников, педагогов и культурной общественности города.
     Успех музыкальных классов вскоре предопределил их реорганизацию в полноправное музыкальное учебное заведение- музыкальное училище при Харьковском отделении РМО. Одним из директоров училища стал талантливый музыкант, одаренный организатор, известный впоследствии как первый ректор консерватории, Илья Ильич Слатин (1845-1931).
    Библиотека, теперь уже при музыкальном училище, продолжает формироваться, приобретая более высокий статус и определенные права. В ''Годовом отчете Комитета Общества попечения...", датированном 22 ноября 1887 г., на с. 5 читаем: "... 16 апреля 1887 г. ... постановил образовать при музыкальном училище педагогическую музыкальную библиотеку, для чего ноты, приобретаемые на средства Общества, должны поступать в эту библиотеку, из которой они и выдаются недостаточным ученикам для бесплатного пользования".
     Итак, 1887 г. является официальной датой, с которой ведет свой отсчет библиотека Харьковского государственного института искусств. Свой сотый юбилей она отпраздновала уже довольно давно - в 1997 г.
Первым хранителем вновь созданной библиотеки стал Д. Катанский, который вел все дела библиотеки, в том числе и финансовые. В отчетах он упоминается и как бухгалтер. Отчеты Харьковского отделения РМО, хранящиеся и сейчас в библиотеке, иллюстрируют заботу о развитии библиотеки. В них указываются значительные суммы, истраченные на пополнение "имущества библиотеки", и перечисляются статьи расходов, среди которых: "выписка газет, переписка и переплет нот, приобретение учебников, оркестровых и хоровых партий, партитур, клавираусцуг опер" и т. д. Там же, кстати, указывается на "приобретение 6 шкафов для библиотеки". Фонд библиотеки неуклонно увеличивается, и по отчету за 1912-1913 гг. его стоимость уже составляет 4500 руб. (сумма в те времена немалая). До 1916 г. делами библиотеки продолжал ведать Д. Катанский. К 1917 г. (переломному) в фонде библиотеки наличествовали ноты, книги, альбомы, журналы, газеты. Тщательно велась документация. К этому времени авторитет и профессиональный состав преподавателей Харьковского музыкального училища дали основание Правлению ИРМО поставить вопрос о преобразовании училища в высшее учебное заведение - консерваторию. Общественность города активно поддержала эту инициативу. В результате в начале 1917 г., несмотря на естественные в таком серьезном деле трудности, была учреждена Харьковская консерватория, руководить которой было доверено хорошо себя зарекомендовавшему И. И. Слатину. На этом посту он проработал до 1921 года.
    Нужно сказать, что происшедшие вскоре бурные общественные события, - революции, гражданская война и т. д., - не могли не сказаться на культурной жизни города, жизни его музыкального вуза. Не сохранилось, к сожалению, свидетельств, иллюстрирующих жизнь, функционирование библиотеки Харьковской консерватории в это время. Косвенно, по составу фонда, сохранившемуся до наших дней, можно сделать вывод, что библиотека активно пополнялась всеми новинками произведений композиторов того времени, книгами по музыке, фольклорными изданиями, художественной литературой, книгами и брошюрами по общественно-политической тематике. А книжный фонд в целом составлял не менее 15 тыс. ед., нотный же фонд, конечно, был значительно больше. В штате работало тогда около 10 человек. Этот, довоенный, период интересен еще и тем, что "новые идеи", витавшие тогда в обществе, желание изменить все и вся привели к преобразованиям и переименованиям вуза:


1920 г. - Музыкальная академия;
1921 г. - Музыкальный институт;
1923 г. - Музыкально-драматический институт.


    Наконец, в 1934 г. все возвратилось "на круги своя", вуз опять стал называться - Харьковская консерватория.
    Война, начавшаяся в 1941 г., угроза оккупации фашистами Харькова создали опасность потери богатого к тому времени фонда библиотеки консерватории. Существуют устные свидетельства того, что фонд после начала войны был оперативно перенесен в глубокий сухой подвал под зданием консерватории, вход внутри и снаружи был завален мусором, а вся документация библиотеки уничтожена. Таким образом удалось спасти фонд от пожаров и разграбления. После освобождения города мирная жизнь начала восстанавливаться. Необходимо было восстанавливать и библиотеку.
     В 1943 г. руководство библиотекой было поручено Марии Дмитриевне Кораблевой, которая была бесконечно преданным своему делу человеком. Говорили, что она тоже принимала участие в спасении фонда библиотеки. А теперь она со своими коллегами деятельно принялась восстанавливать необходимую документацию: переписывались инвентарные книги, вновь формировался справочный аппарат и т. д.
     Начиная с 1946 г., фонд библиотеки непрерывно рос. Особенно бурно он стал пополняться в 60-80-х годах XX в., благодаря сотрудничеству библиотеки с городским библиотечным коллектором. Приведем несколько цифр, которые могут дать представление о росте фонда:


1964 г. - фонд библиотеки составлял 100 тыс. ед.
1969 г. - 120 000, из них нот - 72 140 ед.
1974 г. - 145 000, нот - 76 730 ед.
1985 г. - 190 254, нот - 90 857 ед.
1990 г. - 203 927, нот - 95 254 ед.


    К сожалению, в 90-х годах тенденция к увеличению фонда несколько снизилась, что объясняется снижением финансирования, утратой рынка книг и нот России. Другая причина - необходимость списания множества устаревшей по содержанию литературы, особенно брошюр, а также книг и нот, сильно обветшавших и не подлежащих восстановлению.
     Уходя на пенсию в 1963 г., М. Д. Кораблева оставила на своем посту преемницу - Аллу Михайловну Лукашеву, ранее работавшую здесь же библиотекарем. При Алле Михайловне библиотека получила новое помещение - всего 200 кв. м. (пристройка в малом дворе консерватории, где библиотека пребывает и поныне). Тогда же была произведена расстановка фонда (книжного и нотного) согласно требованиям библиотечной классификации. Было продолжено формирование, редактирование двух каталогов библиотеки: читательского систематического (книжного и нотного, существующих раздельно), а также различных вспомогательных картотек, среди них - "История ХИИ", 'Труды ХИИ".
     В 1963 г. консерватория была объединена с другим харьковским вузом - театральным, а учебное заведение стало теперь именоваться Харьковский институт искусств (ХИИ). Соответственно произошло и объединение фондов библиотек в единый фонд - суммарно, по финансовой и иной документации, однако фонды библиотек обоих вузов остались в тех же помещениях, где и были до слияния. Руководить фондом - теперь уже "Лабораторией театра" - продолжала Мария Андреевна Чеботарева, человек неординарный и очень преданный своему делу. Как говорили театралы, Мария Андреевна была для них "живой легендой", поскольку в свое время она заведовала литературной частью известного театра Л. Курбаса "Березіь". Теперь она посвятила свою жизнь совершенствованию библиотеки, а также воспитанию студентов, будущих актеров, театроведов. Преподаватели и студенты очень любили и уважали ее, а она, в свою очередь, всегда готова была помочь всем обращавшимся к ней за консультацией, демонстрируя свои поистине энциклопедические знания. При общении с Марией Андреевной можно было услышать удивительно интересные рассказы - воспоминания об Амвросии Бучме, Лесе Сердюке, Наталье Ужвий, Валентине Чистяковой, самом Лесе Курбасе и о многих других ее современниках. При ней учились в институте ставшие впоследствии знаменитыми - Николай Мащенко (известный украинский режиссер), актеры Леонид Быков, Николай Петренко, Нина Русланова, Светлана Коркошко, Леонид Тарабаринов и др.
     В очень-очень преклонном возрасте Мария Андреевна ушла на пенсию. Сейчас ее должность заведующей лабораторией театра занимает Галина Петровна Атрошкина, закончившая библиотечный факультет Харьковской академии культуры.
     С 1981 года библиотекой Харьковского государственного института искусств заведует Ольга Ивановна Коринчук, которая старается продолжить традиции своих предшественниц.
     Библиотека относится к 4-й категории. Работают в ней 10 сотрудников. Площадь - 200 кв. м. основной библиотеки и 100 кв. м. - лаборатории театра. Есть три читальных зала: при библиотеке, при кабинете гуманитарных наук, при лаборатории театра. Фонд на 1 января 2000 г. составляет 202 274 ед.
     Книговыдача в библиотеке традиционно высокая, что объясняется индивидуальной формой преподавания основных дисциплин и, вследствие этого, ежедневной выдачи нот и книг на занятия.
    Еще одно своеобразие нашего вуза - состав студентов. Это, в основном, очень талантливые люди, многие из которых становятся известными не только в нашем городе и стране, но и за рубежом. Их произведения исполняются, они участвуют в международных конкурсах, ставят спектакли, снимаются в фильмах. В институте трудились (и трудятся) высокопрофессиональные педагоги, имена которых также широко известны. Хотелось бы назвать хотя бы некоторых из них: композиторы И. Дунаевский, В. Нахабин, Д. Клебанов, В. Губаренко, И. Ковач, А. Штогаренко, В. Золотухин, М. Карминский, Н. Стецюн; певцы - Б. Гмыря, Н. Манойло, Е. Червонюк, Н. Суржина, Г. Ципола, И. Журина, Л. Сергиенко; музыканты М. Хазановский, Г. Аверьянов, Ф. Коровай, М. Ещенко; дирижеры А. Калабухин, В. Палкин, Ю. Кулик; музыковеды М. Черкашина-Губаренко, Г. Тюменева; выдающиеся педагоги П. Голубев, Т. Веске, Р. Горовиц, В. Подгорный, А. Лещинский, С. Кочарян и многие другие; на театральном отделении И. Марьяненко, Р. Черкашин, М. Крушельницкий, Л. Сердюк, А. Горбенко, А. Плетнев и др.
     Что касается библиотеки, историю которой мы освещаем, то в ней также были и есть выдающиеся личности.
     37 лет проработала в библиотеке недавно вышедшая на пенсию Уварова Жозефина Абрамовна. Много лет эта женщина была "душой библиотеки". Ее любили и читатели, и коллеги. Великолепно проводила Жозефина Абрамовна массовую работу. Ее выставки всегда пользовались огромным успехом. Строгая и справедливая, бескомпромиссная и добрая - ее любили все, кто общался с ней.
     Сейчас еще работает в библиотеке старший библиограф Каминская Надежда Константиновна, специалист высокой квалификации с огромным опытом работы в музыкальной библиотеке. Не зря к Надежде Константиновне идут консультироваться профессора, заслуженные деятели искусств... Они знают - Надежда Константиновна всегда поможет!
     Несколько слов о фонде редких книг библиотеки Харьковского государственного института искусств им. И. П. Котляревского. В фонде документально зафиксирована лишь одна коллекция, переданная в дар известным музыковедом И. М. Миклашевским (1882-1959). Среди книг коллекции есть довольно редкие, изданные в XIX - начале XX в., по истории и теории музыки, искусствоведению, литературоведению, краеведению; биографии, переписка известных деятелей искусства, воспоминания. Многие из этих изданий были впоследствии переизданы и имеются в фонде не в одном экземпляре. Действительно редкими в данной коллекции являются ряд периодических изданий, а именно: театральный, музыкальный и художественный журнал "Артистъ" (1889-1895), "Ежегодник императорских театров" (1891-1915), "Русская музыкальная газета" (1895-1916), "Музыкальный современник" (1915-1917). В библиотеке есть и другие, достаточно редкие издания, которые в разное время преподносились как дары. Эти издания находятся в соответствующих отделах фонда, отражены в каталоге. К сожалению, отсутствие помещения не позволяет выделить фонд редких книг в отдельную коллекцию. Разумеется, ознакомиться с этими изданиями можно лишь в читальном зале при библиотеке. Такой порядок существовал в библиотеке давно. Перечислить все редкие издания в данной публикации не представляется возможным из-за их многочисленности.
     В заключение - о руководстве вуза. С начала 60-х годов XX в. - времени образования института искусств - его ректорами были: В. Н. Нахабин (1962-1967), В. С. Корниенко (1967-1975), Г. Б. Аверьянов (1975-1991). С 1991 г. институт возглавляет Георгий Игоревич Игнатченко, заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения, профессор.
     Коллектив библиотеки института искусств в настоящее время трудится, стараясь продолжать лучшие традиции своих предшественников, прилагая усилия для максимально полного и эффективного обслуживания своих читателей.


Список использованных источников


1. Харьковский институт искусств им. И. П. Котляревского, 1917-1992. - X, 1992.
2. Бібліотеки України: Довідник. - К.: Абрис, 1996.
3. Бібліотеки Україської РСР. - 2-е вид., перероб. - X.: Ред.-вид. вщ. Кн. палата УРСР, 1974.
4. Музыкальные библиотеки и музыкальные фонды в библиотеках СССР: Справочник. - М., 1972.
5. Библиотеки СССР общественно-политического, филологического и искусствоведческого профиля. - М.: Книга, 1969.
6. Библиотеки высших учебных заведений СССР. - М.: Изд-во МГУ, 1964.

Коринчук Ольга Ивановна, заведующая библиотекой ХГИИ им. И. П. Котляревского

Полный текст статьи см.: Очерки истории вузовских библиотек г. Харькова. – X., 2001.
С.233-241.

Электронная копия © Ядрова Г.В.

ПРИ ЦИТУВАННІ ПОСИЛАННЯ НА ДРУКОВАНІ ТА ЕЛЕКТРОННІ ДЖЕРЕЛА ОБОВ'ЯЗКОВА
REFERENCE TO THE PUBLISHED ELECTRONIC RESOURCE IS NECESSARY DURING QUOTING
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ ССЫЛКА НА ПЕЧАТНЫЙ И ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА
 
 

     
виставлено 26.7. 2011 р..
 
© Бібліотека Харківської державної академії культури