|
|
СПРАВОЧНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
(полная информация см. печатный оригинал)
Ребрин Ю.И. Управление качеством [Текст] : учебное пособие /
Ю.И. Ребрин. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2004. - С.160-164
ТЕРМИНЫ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ
"Управление качеством "
Агрегатирование
– метод конструирования и эксплуатации изделий, основанный на
функциональной и геометрической взаимозаменяемости их основных
узлов и агрегатов.
Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации
– процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии
с законодательными актами Российской Федерации орган официально
признает возможность выполнения испытательной лабораторией или
органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.
Брак – это дефектная единица продукции, т. е.
продукция, имеющая хотя бы один дефект.
Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции
требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном
порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе
сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции
установленным требованиям.
Испытание – определение или исследование одной
или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности
физических, химических, природных или эксплуатационных факторов
и условий.
Качество – совокупность свойств и характеристик
продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные
или предполагаемые потребности (ИСО 9000:2000). Качество – совокупность
свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять
определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ
15467-79).
Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной
оценке качества продукции и услуг.
Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)
устанавливает, обеспечивает и сохраняет необходимый уровень
качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации,
поддерживаемый путем систематического контроля качества и целенаправленного
воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Контроль – это процесс определения и оценки информации
об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении
и результатах анализа.
Менеджмент – скоординированная деятельность по
руководству и управлению организацией.
Менеджмент качества – скоординированная деятельность
по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Механизм управления качеством продукции представляет
собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления,
используемых принципов, методов и функций управления на различных
этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. |
Мотив
(или побуждение) – стремление удовлетворить определенные потребности
и нужды.
Мотивация персонала (в управлении качеством)
– побуждение работников к активной деятельности по обеспечению
требуемого качества продукции.
Норма – положение, устанавливающее количественные
или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
Нормативный документ – документ, устанавливающий
правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных
видов деятельности или их результатов.
Обеспечение качества – часть менеджмента качества,
направленная на создание уверенности, что требования к качеству
будут выполнены.
Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной
информации (ОКТЭСИ) – официальный документ, представляющий
собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных
группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической
и социальной информации.
Оценка уровня качества продукции — совокупность
операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой
продукции и определение значений этих показателей при оценке качества
продукции.
Параметрическая стандартизация основана на упорядочении
объектов стандартизации при помощи составления параметрических
рядов характеристик продукции, процессов, классификаторов и т.п.
Петля качества – замкнутый в виде кольца жизненный
цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг;
проектирование и разработка технических требований, разработка
продукции; материально-техническое снабжение; подготовка производства
и разработка технологии и производственных процессов; производство;
контроль, испытания и обследования; упаковка и хранение; реализация
и распределение продукции; монтаж; эксплуатация; техническая помощь
и обслуживание; утилизация.
Планирование качества – часть менеджмента качества,
направленная на установление целей в области качества и определяющая
необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и
соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества
Политика в области качества – общие намерения
и направления деятельности организации в области качества, официально
сформулированные высшим руководством.
Правила – документ, устанавливающий обязательные
для применения организационно-технические и (или) общетехнические
положения, порядки, методы выполнения работ.
Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая
контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля.
Регламент – документ, содержащий обязательные
правовые нормы и принятый органом власти.
|
Рекомендации
– документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические
и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения
работ.
Руководство – лицо или группа работников, осуществляющих
направление деятельности и управление организацией на высшем уровне
Самопроверка (самоконтроль) – персональная проверка
и контроль оператором с применением методов, установленных технологической
картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных
средств с соблюдением заданной периодичности проверки.
Свойством называется объективная способность
продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации
и потреблении.
Сертификат соответствия – документ, выданный
по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия
сертифицированной продукции установленным требованиям.
Сертификация – деятельность по подтверждению
соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация продукции – процесс, в результате
которого государство совместно с производителем обеспечивает потребителю
защиту его прав на приобретение продукции с декларированными в
ГОСТах и нормативно-технической документации показателями качества
и на объективную информацию об этой продукции.
Симплификация – процесс простого сокращения количества
типов или других разновидностей изделий до количества, технически
и экономически необходимого для удовлетворения потребностей.
Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов.
Система «ДЖИТ» (just in time – производство точно
в срок) – комплекс управленческих действий ориентированный на
ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов.
Система контроля качества продукции представляет
собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля,
используемых видов, методов и средств оценки качества изделий
и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции
и уровнях управления качеством.
Система менеджмента качества – система менеджмента
для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Система сертификации – совокупность участников
сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным
в этой системе.
Система сертификации однородной продукции – система
сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для
которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила
и та же процедура.
Способ (форма, схема) сертификации – определенная
совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая)
в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям
(далее – схема сертификации).
|
Стандарт
– нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий
комплекс правил, норм, требований к объекту стан-дартизации и
утвержденный компетентным органом.
Стандартизация – установление и применение правил
с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу
и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения
всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий
и требований техники безопасности.
Теория «X» характеризуется авторитарным стилем
управления, существенной централизацией власти, жестким контролем
по параметрам, определяющим действия исполнителя.
Теория «Y» соответствует демократическому стилю
управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение
взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации
исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания
работы.
Теория «Z» отличается от теории «Y» акцентом
на заботе о людях, характером процесса принятия управленческих
решений (доминирование сопричастных методов), принципами занятости,
продвижения и ответственности: присуща система пожизненного найма,
горизонтальная и вертикальная ротация кадров через каждые два-три
года, коллективная ответственность за результаты.
Технический контроль – проверка соответствия
объекта установ-ленным техническим требованиям.
Технический регламент – регламент, содержащий
технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки
на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики,
либо путем включения в себя содержания этих документов.
Технический уровень продукции – относительная
характеристика качества продукции.
Улучшение качества – часть менеджмента качества,
направленная на увеличение способности выполнить требования к
качеству.
Унификация – действия, направленные на сведение
к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму
неоправданного многообразия различных изделий, деталей, узлов,
технологических процессов и документации.
Управление качеством – часть менеджмента качества,
направленная на выполнение требований к качеству
Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при
создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления,
обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Уровень качества продукции - относительная характеристика,
основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих
техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных
показателей надежности и безопасности использования оцениваемой
продукции.
Цели в области качества – то, чего добиваются
или к чему стремятся в области качества.
Цикл Деменга – последовательность выполнения
процессов планирования (PLAN), осуществления (DO), контроля (CHECK)
и управления воздействием (ACTION).
|
|
|
|